Органика: продукты для здоровья


 

Продукты, на упаковке которых можно увидеть маркировку «organic», давно популярны во многих странах мира. Этот стандарт свидетельствует о том, что в таких продуктах не содержится сельскохозяйственной и пищевой химии. Кроме того, в них отсутствуют остатки химических удобрений, химических консервантов, ароматизаторов, улучшителей вкуса, цвета и генетически модифицированных ингредиентов. С момента появления первых специализированных магазинов органических продуктов и начала законодательного регулирования процессов производства, рост данного сегмента рынка имеет опережающую динамику.

В 70-х годах прошлого столетия при производстве продуктов питания стали использовать большое количество химических добавок для различных целей. В ответ на масштабное засилье химии уже в 80-х на прилавках магазинов всего мира появились продукты, принципиально отличающиеся от основной массы – натуральные, экологически чистые. На протяжении многих лет такие продукты пользовались относительно невысоким спросом по ряду причин: из-за привыкания к насыщенной химической пище, высокой стоимости натуральных продуктов, серии скандалов, когда под видом натуральных продуктов продавались обычные.

Ситуация резко изменилась, когда за дело взялось правительство США, всерьез озабоченное здоровьем нации. Так, в 1990 г. был принят специальный Акт о производстве органической продукции(Organic Foods Production Act). Этим законодательным документом Министерству сельского хозяйства предписывалось разработать стандарты для производства органического питания, а также маркировку, по которой потребители смогут найти такие продукты на прилавках магазинов. Нововведение совпало с повышением в обществе интереса к здоровому образу жизни, что обеспечило сегменту органической продукции высокий потенциал роста. Сегодня большинство крупных магазинов мегаполисов среди прочих товаров стремятся иметь ассортимент «здоровых продуктов». Кроме того, по всему миру, за исключением постсоветских стран, сформировались сети магазинов, специально ориентированные на органические, экологически безопасные продукты.

Но хотя данная ниша является весьма прибыльной, а новые игроки стремятся привлечь покупателей новомодной вывеской «organic», к выбору здорового питания все же следует относится с особым вниманием. Очевидно, что отнюдь не все компоненты могут соответствовать органическим стандартам. К тому же существуют допустимые отклонения – значок продукта органики может использоваться при наличии 95% сертифицированных натуральных компонентов и при отсутствии синтетических компонентов. Если доля синтетики менее 70%, значок не может использоваться, от 70% до 90% — применяется  только обозначение «произведено с использованием органических компонентов». Наряду с законодательно урегулированным термином «organic» прижился и термин «all natural», свидетельствующий о том, что продукты сделаны не из органического сырья, но без использования синтетических составляющих.

Следовательно, можно говорить, что маркировка «organic» не является абсолютным синонимом полезной, здоровой и вкусной натуральной пищи, хотя такие продукты в большинстве случаев гораздо вкуснее и сытнее «химических» аналогов.

К сожалению, в нашей стране существуют большие проблемы с употреблением и использованием подобных терминов и стандартов. В частности понятие «здоровое питание» приводит к частому терминологическому злоупотреблению: среди них обозначения «био», «натур», «эко» и др.  К органическим продуктам данные термины никакого отношения не имеют, также как и зачастую далеки от натуральных продуктов. Дополнительной путаницы добавляет модное увлечение обогащенными продуктами: обычными продуктами питания, в которых благодаря различным добавкам восстановлена пищевая ценность. Да и указатели «сделано согласно ГОСТу» или «по ТУ» не отражают натуральности продукта, поскольку устаревшая система сертификации контролирует только безопасность продукта, а не его натуральность и полезность для организма.

В странах СНГ сегмент производства натуральных продуктов развит очень слабо, что обусловлено несоблюдением необходимых норм в животноводстве и земледелии. Ситуация может каким-либо образом измениться после вступления во Всемирную торговую организацию, имеющую множество стандартов, что приблизит отечественное сельское хозяйство к стандартам органической продукции. При такой ситуации на руку отечественным производителям может сыграть маркетинговый фактор.

Часто говорят, что отечественному производителю трудно пробиться на прилавки супермаркетов, что «вход» дорог, не выгоден, что многие работают в убыток, импортируют большую часть продукции за границу. При этом ситуацию можно исправить с взаимной выгодой: производители, заинтересованные в представленности в супермаркетах, приходят к ритейлеру с продукцией, соответствующей стандартам «organic». Ритейлеры, заинтересованные в эксклюзивных предложениях, в свою очередь понижают стоимость «входа» на прилавок, понимая, что спрос на натуральную продукцию будет только расти. И волки сыты, и овцы сыты, и здоровье граждан укрепляться будет.

Однако сегодня органическая продукция, в том числе и зарубежных производителей представлена слабо, специализированных магазинов еще очень мало, а те которые есть и имеют свой ассортимент, позиционируются как дорогая экзотика для «среднего плюс» и «высшего» классов потребителей.

Оценка объемов продаж, доли рынка и темпов роста органических продуктов и напитков:

Страна

Доля рынка,$,млн.

Доля в общих продажах,%

Ожидаемый ежегодный рост,%

Германия

3300

2,7

10-15

Англия

2000

3,2

15-20

Италия

1700

1,7

10-20

Франция

1200

1,4

10-15

Швейцария

700

3,5

10-15

Дания

550

4,2

10-15

Европа(в целом)

11000

10-15

США

15500

3,5

20

Япония

4000

20

Мнение экспертов:

Эксперты Министерства здравоохранения Российской федерации установили, что более половины россиян старше 30 лет страдает ожирением. Избыточный вес приводит к атеросклерозам, инфарктам миокарда, ишемическим болезням сердца и является одной из причин средней продолжительности жизни в России(до 60 лет). Чтобы продлить жизнь россиянам Минздрав разработал концепцию государственной политики здорового питания. В ней утверждены стандарты полезных пищевых продуктов и требуется обязательная маркировка генномодифицированных, или трансгенных продуктов. Соответствующие этикетки обязаны присутствовать на сырах, содержащих сычужных фермент, который синтезируется трансгенными животными. Должны маркироваться: пиво, изготовленное с использованием ГМ- дрожжей, молочная продукция и колбасные изделия, полученные на основе «стартерных» культур(закваски), а также кисломолочных продуктов с использованием ферментов. К продукции должна прилагаться информация об использованных при производстве ГМ-компонентов, пищевых и биологических добавок, о пищевой ценности, назначении, условиях хранения, о датах изготовления, сроках годности, а также противопоказаниях к употреблению.

автор: Дмитрий Чепур

Мой блог находят по следующим фразам

 
 
Статья прочитана 946 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Органика: продукты для здоровья"

Войти, чтобы написать отзыв.

Архивы
Наши партнеры
Стильные Угги в Киеве
Читать нас
Связаться с нами
Для предложений о размещении авторских материалов на сайте воспользуйтесь формой «+Добавить новость». В случае перепечатки материалов активная ссылка на ресурс обязательна. Всегда рады сотрудничеству!