Пасхальный бизнес Фаберже


 

На аукционе Christie’s несколько лет назад было продано уникальное «Ледяное яйцо», изготовленное Карлом Фаберже для супруги императора Николая II на Пасху 1913 г. Покупатель, пожелавший остаться инкогнито, заплатил $9 579 500. И это неудивительно: пасхальные шедевры знаменитого Фаберже с каждым годом растут в цене.

Одно изделие — два клейма

Предки Карла Фаберже были французами. В конце XVII в., когда начались гонения на про­тестантов, они перебрались в немецкий город Шведт-на-Одере и практически онемечились. Спустя столетие, в 1794-м, потомок эмигран­тов столяр Петер Карл переехал в небольшой эстонский городок Пярну и женился на дочери кожевника. Их сын Густав отправился учиться в Петербург, а в 1842 г. открыл на Большой Морской. 11, ювелирную мастерскую. Вскоре бриллиантовых дел мастер женился на Шар­лотте Юнгштедт, дочери петербургского ху­дожника. У супружеской четы родилось двое сыновей — вначале Карл, затем Агафон. Миро­вой славой семейная фирма обязана старшему, появившемуся на свет 30 мая 1846 г. Отец видел Карла своим преемником и не жа­лел денег на его обучение. Вначале мальчик брал уроки у отцовского приятеля Питера Пендина, известного в Петербурге специалиста по обработке цветных металлов. Позднее отпра­вился в Германию. Там под руководством луч­шего немецкого ювелира Джозефа Фридма­на он осваивал приемы резьбы по твердому камню. И уже самостоятельно изучал лучшие ювелирные коллекции Парижа и Флоренции. В 1867-м молодой человек вернулся в Петербург и в течение пяти лет занимался реставрацией предметов антиквариата и оценкой ювелирных изделий в Эрмитаже.

В1872 г. глава семьи оставил бизнес, которым успешно занимался три десятилетия, а после уехал жить в Дрезден. Отцовскую фирму возглавил 26-летний Карл. Его опорой и надежным по­мощником стал бывший наставник Питер Пендин. С1882 г. после смерти учителя, Карл Фа­берже руководил предприятием сам. Он энергично взялся за дело. Вначале купил здание, расположенное напротив мастерской, и перевел туда фирму. Освободившееся поме­щение расширил вдвое, увеличил количество сотрудников. Затем преобразовал предприятие в товарищество (т.е. акционерное общество) «К. Фаберже» с уставным капиталом 3 млн. руб. В составе компании было 13 автономных мастер­ских. Во главе каждой стоял мастер c  широкими полномочиями — вплоть до самостоятельной ка­дровой политики. У Фаберже было только одно требование: в контракте должно оговариваться, что работающие у него ювелиры, художники, скульпторы, чеканщики и граверы не имеют пра­ва одновременно работать еще на кого-то. В мастерской трудилось от 40 до 60 подмасте­рьев. Среди них было 20-30 монтировщиков, по пять граверов, чеканщиков, закрепщиков и шлифовщиков, один-два гильошера (рисоваль­щики бумажных денег) и токарь. Монтировщи­ки, в свою очередь, подразделялись на подсигарщиков (специалисты по изготовлению табакерок, папиросниц и всяческих коробок с шарнирами и затворками) и ювелиров (изгото­вители брошек, браслетов, колье, диадем). Гра­веры также делились на два вида: штриховики (мастера по шрифтам, штриховым гравюрам, орнаментам, картинам) и рельефщики (изгото­вители резных рельефных гравюр, медалей). Основной принцип работы заключался в том, что над каждым изделием от начала до кон­ца трудился один мастер. А если нужно было произвести какие-либо вспомогательные опе­рации, например, покрыть эмалью, он на неко­торое время передавал изделие другому спе­циалисту. Все работы, таким образом, были авторские. На каждой из них обязательно ставились два клейма — фирмы-изготовителя («К. Фаберже») и самого мастера. Помимо основного предприятия в Петербурге, Фаберже открыл большую фабрику в Москве. Ее коньком были изделия из серебра. Твор­ческий персонал состоял из 11 художников, пяти скульпторов, чеканщика и гравера, а чис­ленность рабочих колебалась от 200 до 300 человек.

В1900 г. Карл приобрел в Петербурге на Боль­шой Морской улице. 24, четырехэтажное зда­ние и перестроил его по собственному проекту (в этом ему помог племянник — знаменитый архитектор Карл Шмидт). На первом этаже Фаберже разместил ювелирный магазин с не­сколькими торговыми залами. Второй и тре­тий отвел под мастерские дизайнеров и скуль­пторов, специализированную библиотеку по ювелирному искусству и бухгалтерию. На чет­вертом устроил фешенебельную квартиру для своей семьи.

Секрет от заказчика

Главный бренд ювелирной фирмы «К, Фабер­же» — пасхальные яйца. Их появлению пред­шествовала следующая история. Императри­ца Мария Федоровна, супруга Александра III, очень тяжело переживала гибель свекра -Александра II, убитого террористами в марте 1881-го. Ей постоянно мерещилось, что та же участь постигнет и ее мужа. Чтобы как-то от­влечь жену Александр III весной 1884 г. зака­зал Фаберже, чье имя уже гремело в России, оригинальную вещицу, которую хотел пода­рить супруге на Пасху.

Ювелир долго ломал голову над тем, что бы та­кое придумать. К «мозговому штурму» он при­влек своего младшего брата Агафона — худож­ника и знатока искусства. Тот и подал идею… В апреле следующего года, как раз на Пасху, заказ был доставлен в Зимний дворец. На под­носе лежало пасхальное яйцо — золотое, по­крытое белой эмалью. Оказалось, что оно не цельное, а разъемное. Открыв его, заинтриго­ванная императрица увидела сидящую внутри изящную золотую курочку с глазами-рубинами и бриллиантовым гребнем. Мария Федоровна ахнула — подобной красоты прежде ей видеть не доводилось! Но и это, как выяснилось, еще не все. Курочка тоже открывалась — в ней цари­ца обнаружила миниатюрную императорскую корону и подвеску в виде рубинового яйца. Монарх, потрясенный как самим замыслом, так и блестящим его исполнением, распоря­дился немедленно оплатить представленный изготовителем внушительный счет. А спустя неделю Карл Фаберже удостоился почетного звания поставщика Его Императорского Ве­личества с правом иметь на вывеске магазина императорский герб.

С тех пор царская семья с нетерпением жда­ла новых пасхальных сюрпризов ювелира. Но он никому не раскрывал изюминку гото­вящегося изделия — даже императору (между прочим, заказчику!). «Ваше Величество будет довольно», — дипломатично отвечал золотых дел мастер.

С некоторыми изделиями пасхальной серии связаны любопытные истории. Например, с изготовленным в 1891 г. яйцом «Память Азова». В тот год наследник престола, будущий император Николай II совершал кругосветное путешествие. Ему предстояло через Америку прибыть на Дальний Восток и вернуться по суше в Петербург, полностью осмотрев свои владения.

В Японии на цесаревича было совершено по­кушение, он чудом остался жив. Александр III преподнес супруге пасхальное яйцо-сюрприз, когда путешествие их сына было в разгаре и ничто еще не предвещало трагедии. Лишь по­том, когда все стало известно, они обратили внимание, что Фаберже почему-то изготовил яйцо из кровавой яшмы — зеленого камня с мелкими красными вкраплениями. Сюрпри­зом стала модель крейсера «Азов», выполнен­ная из золота и платины, а ее окна — из алма­зов, ограненных розой. Модель крепилась на пластине из аквамарина, зеленовато-голубой цвет которого имитировал морскую воду.

Вспыхнувшая мировая война определила листику пасхального яйца 1916 г. — сталь украшенное золотой императорской корон! накладными изображениями герба Росси империи, с датой «1916» и монограммой импе­ратрицы Александры Федоровны. А подставка для изделия представляла собой четыре сна­ряда, укрепленных на постаменте из нефрита. Также удивил мольберт в виде вензеля царицы Александры Федоровны, на котором крепи­лась миниатюра, исполненная акварелью по кости. На ней были изображены император Николая II и его сын Алексей на позиции рус­ских войск.

За 32 года маэстро изготовил для царской се­мьи более 50 яиц — не только к Пасхе, но и по случаю исторических дат. Наиболее известно яйцо, посвященное 300-летию дома Романо­вых. Мастер украсил его 18-ю крошечными портретами представителей царствовавшей династии. Даты «1613» и «1913» разместил вверху и внизу яйца, усыпав бриллиантами. Внутри, как всегда, находился сюрприз — вра­щающийся глобус. Однако география на нем была своеобразная: глобус имел два золотых изображения северного полушария, причем на одном обозначена территория России в грани­цах 1613 г., а на другом — 1913-го.

Изделия Фаберже продавались только в фир­менных магазинах и стоили очень дорого. Цена на ювелирные украшения начиналась от 200 рублей (это эквивалент 500 кг свиного окорока), а верхнего предела не существовало. Папиросники (портсигары с отделением для спичек) обходились в 1,5-3 тыс. рублей, серьги с бриллиантами 9,22 карата — 22 тыс., а кольцо с бриллиантом 5 карат — 25 тыс. Свою дорогостоящую продукцию ювелир хра­нил оригинально. В здании фирмы был уста­новлен один из лучших в Российской импе­рии сейфов — бронированная комната-лифт. На ночь ее поднимали до уровня второго этажа и пускали ток высокого напряжения. Такую «электрическую шкатулку» грабители обхо­дили десятой дорогой — жизнь дороже. Правда, на воровстве попадались сотрудни­ки фирмы. Однажды Фаберже заявил началь­нику сыскной полиции Петербурга, что из его магазина систематически пропадают золотые вещи. Сыщики произвели обыск на квартире служащего магазина Лапушкина и обнаружи­ли медальоны, перстни, броши и браслеты на сумму несколько тысяч рублей. В течение двух лет художник Савельев выно­сил драгоценности в карманах своей одежды и перепродавал скупщикам с Новоалексан­дровского рынка. А четверо служащих фир­мы, занимавшихся растаможкой импорта, умудрились прямо на таможне продать «на­лево» драгоценности на сумму около 9000 рублей.

В 1901 г. Фаберже основал филиал в Одессе на Дерибасовской, 31. Там работали 35 че­ловек, в основном англичане, ранее раскру­тившие московский филиал фирмы. В 1903-м открылся магазин в Лондоне, поскольку в Британии не существовало ввозных пошлин для ювелирных товаров. Главными клиен­тами стали король Эдуард и придворные аристократы.

Затем очередь дошла и до Киева. Магазин Карла Фаберже открылся 24 октября 1906 г. в престижном месте — на Крещатике, в доме № 25 (к сожалению, он не сохранился: стоял примерно там, где сейчас лестница, ведущая к Пассажу). Руководителем киевского отделе­ния был назначен ювелир Владимир Другов, а художником — Петр Балашев. В  1902 г. он закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге.

автор: Станислав Цал

Мой блог находят по следующим фразам

 
 
Статья прочитана 2079 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Пасхальный бизнес Фаберже"

Войти, чтобы написать отзыв.

Архивы
Наши партнеры
Стильные Угги в Киеве
Читать нас
Связаться с нами
Для предложений о размещении авторских материалов на сайте воспользуйтесь формой «+Добавить новость». В случае перепечатки материалов активная ссылка на ресурс обязательна. Всегда рады сотрудничеству!