Противостояние в синем спектре


 

После длительных баталий два противоборствующих лагеря разработчиков передовых стандартов видео Blu-ray и HD DVD решили зарыть топор войны, но при этом остаться верными собственным убеждениям.

В ожидании апгрейда

В современных войнах технологий шансов выйти победителем больше у того, кому удается просчитать выгоды всех заинтересованных сторон. В противостоянии двух прогрессивных технологий видео высокого разрешения исход конкурентной борьбы, казалось, был предрешен заранее. И в тоже время ряд непредвиденных событий не раз склонял чаши весов прогрессивных инноваций. В то время когда сами разработчики нового формата компании Sony, Hitachi, LG, Matsushita, Mitsubishi, Pioneer, Philips, Samsung, Sharp, Thompson c одной стороны и Toshiba, NEC с другой, пытались просчитать будущие шаги конкурента, вместе с производителями компьютеров и видеотехники в противостояние вступили мэтры Голливуда.

Какие интересы были затронуты в этом поединке, может показаться очевидным, а может показаться результатом тайных закулисных интриг. Как бы то ни было разработчикам бытовой техники и профессионального оборудования для записи и трансляции видео пришлось рисковать, строя будущие производственные программы с учетом необходимости выбора между инновационными стандартами. Гиганты компьютерной индустрии делали ставки, исходя из условия более быстрой и удобной адаптации интегральной начинки и программных продуктов для встраиваемых видеоустройств нового типа. Что касается акул киноиндустрии, то многие из них желали выбрать наиболее защищенный от незаконного копирования носитель для собственных продуктов и при этом донести до зрителя невиданно контрастные и реалистичные эпизоды «киношного» действа. В результате исход битвы рядовому потребителю до сих пор представляется весьма туманно, что можно понять, если брать во внимание коммерческие интересы разработчиков. Кроме того, существует вероятность, что положение вещей еще  может измениться, а на горизонте потребительского видео засияет какая-нибудь новая звезда из «темных лошадок», о которых сегодня немало пишут в технических изданиях.

Пора перемен

Несмотря на большое количество информации о грядущей эпохе «голубого луча» стандарта Blu-ray, ассоциация Forum DVD в 2003 г. утвердила в качестве будущего преемника популярного формата DVD технологию разработчиков Toshiba и NEC – Advanced Optical Disc (AOD, позднее HD DVD). Еще в 2002 г. в Японии на выставке Ceatec были представлены прототипы устройств будущего HD DVD от Toshiba и аналогичные разработки  Sony, Panasonic, Sharp, Pioneer и JVC стандарта Blu-ray. Причем последние обещали более радужные перспективы в будущем. Таким образом, в 2003 г. решение ассоциации Forum DVD стало неожиданностью, как для самих разработчиков, так и для многих представителей отрасли. Впрочем, адепты революционной и принципиально отличной от популярного DVD- формата технологии Blu-ray поднимать белый флаг вовсе не собирались.

Во время утверждения будущей стратегии развития 8 января 2004 г. на конференции Blu-ray Group приверженцы технологии заручились поддержкой двух влиятельных производителей из «кремневой долины» Dell и Hewlett-Packard. В тоже время 10 июня 2004 г. вслед за демонстрацией Toshiba прототипа плеера HD-DVD, ассоциация Forum DVD одобрила первую коммерческую версию привода HD DVD-ROM. Более того, уже осенью о поддержке разработок Toshiba и NEC объявили представители киноиндустрии  Paramount Pictures, Universal Pictures, Warner Bros., HBO и New Line Cinema.

Для ассоциации Blu-Ray Association board ситуация складывалась, разумеется не лучшим образом. И тем ни менее, в арсенале влиятельной десятки производителей электроники имелось достаточно грозного оружия. 21 сентября 2005 г. компания Sony заявила о своих намерениях реализовать поддержку технологии Blu-ray для третьей версии популярных во всем мире фирменных игровых приставок PlayStation. Дальше, больше. Благодаря активной поддержке родного формата собственной студией Sony Pictures, а также высокому положению Sony в индустрии развлечений приверженцам технологии удалось заполучить в свои ряды компании MGM и Walt Disney Co., и в дополнение заручиться поддержкой знаменитой студии Disney и 20th Century Fox. За новыми адептами вполне резонно последовали и другие представители игрового бизнеса – Electronic Arts, Vivendi, Lions Gate Home Entertainment и Universal Music Group. Приблизительно в тоже время кинокомпания Columbia Pictures взялась за производство коммерческих релизов на дисках Blu-ray BD-ROM, среди которых были представлены фильмы «Ангелы Чарли 2, Полный вперед» (Charlie’s Angels, Full Throttle), «Спецназ города Ангелов» (S.W.A.T.), «Плохие парни 2» (Bad Boys II), «Стюарт Литтл 2» (Stewart Little 2) и «Лоуренс Аравийский» (Lawrence of Arabia).

Мирные переговоры

Сторонники двух противоборствующих технологий, понимая возможные последствия затянувшегося противостояния, не раз предпринимали попытки договорится. Кроме того, в роли миротворцев время от времени выступали отдельные кинокомпании, а также ведущие производители электронной техники и альтернативных носителей. Убежденный сторонник идеи единого формата Риоши Кубачи, будучи президентом Sony, 24 мая 2005 г. достаточно красноречиво заявил: «Прислушиваясь к голосу потребителей, нельзя не проникнуться разочарованием от факта, что в этой области существуют два конкурирующих формата, и мы еще не отказались от мысли об интеграции или хотя бы компромиссе». Начавшиеся впоследствии переговоры между, казалось бы, готовыми к «мировой» противниками, довольно быстро зашли в тупик. Позднее, надеясь положить конец войне форматов, компания LG Electronics выпустила плеер с одновременной поддержкой двух конкурирующих технологий, а кинокомпания Warner Bros. представила двухслойный диск для записи в стандартах HD DVD и Blu-ray Disc. Но и эта благородная попытка не стала убедительным аргументом для окончания противоборства, сказывавшегося в первую очередь на потребителях домашнего видео. О готовности принять законные меры для разрешения конфликта, в конце концов, было заявлено и со стороны Агентства по антимонопольному законодательству Европейского Союза. Представители организации даже обязали голливудские киностудии  предоставить информацию о переговорах с разработчиками форматов DVD высокого разрешения.

В целом в ходе противостояния форматов высокой четкости в действиях всех заинтересованных сторон наблюдалась нервозность и заметная спонтанность во время принятии решений. Так 16 декабря 2005 г. компания Hewlett-Packard неожиданно отказалась от эксклюзивной поддержки Blu-ray и заявила, что будет использовать в своих устройствах обе технологии. Примерно двумя месяцами раньше, 27 сентября 2005 г. заявления о союзе с адептами HD DVD поступили сразу от двух гигантов компьютерной индустрии – Microsoft и Intel. Причем разработчики Intel аргументировали свое решение о присоединении  к ассоциации HD-DVD Promotion Group тем, что формат HD-DVD обладая рядом особенностей( в частности функцией Mandatory Managed Copy), гарантирует потребителю возможность копирования содержимого диска на домашний мультимедиа-сервер или портативные электронные устройства. Причем если аналогичная возможность будет предусмотрена и спецификацией Blu-ray, в корпорации готовы оказать поддержку также и формату приверженцев Sony. В свою очередь, 4 января 2006 г. на выставке Consumer Electronics Show (CES) глава Microsoft Бил Гейтц заявил, что для игровых приставок Xbox 360 в качестве дополнительной опции предполагается использовать дисковод HD DVD. Таким образом, над технологией Blu-ray вновь нависли тучи – их одинаково обильно подпитывали метания приверженцев формата и видимое неприятие большинством представителей компьютерной отрасли.

Сила голубого лазера

Чтобы попытаться понять истинную сущность противоборства двух инноваций, обязательно следует вернуться к особенностям технологий «голубого лазера», а точнее к их наиболее ранним истокам. Весь сыр бор разгорелся на фоне необходимости поиска замены популярного стандарта DVD, чего в свою очередь  требовало появление стандартов телевидения высокой четкости HD TV. После неудачной попытки применения кассет высокой емкости D-VHS такой перспективой могли стать исключительно привычные, удобные в эксплуатации диски только гораздо большего объема с возможностью записи емких пластов информации. Примечательно, что в 80-ых годах подобное противоборство форматов видео между кассетными стандартами Betamax и VHS закончилось триумфальным шествием носителей VHS, но далее кассет высокой емкости дело не пошло.

Необходимость новых разработок на замену принятых еще в сентябре 1996 г. финальных спецификаций DVD-Video отчасти заключалась в недостаточной вместительности DVD-дисков. Такие красочные эпопеи как расширенная версия «Властелина колец» уже приходилось разбивать на два диска, так как они занимали больше объема и задействовали вторую звуковую дорожку DTS. И тем ни менее желание перевести продукцию киноиндустрии на новые носители, в значительной степени было обусловлено, мягко говоря, ненадежной защитой формата от незаконного «пиратства». Уже на первых порах внедрения технологии DVD система защиты дисков Content Scrambling System (CSS) была успешно взломана «народными умельцами». Миллионы пиратских копий начали приносить Голливуду вместе с существенными прибылями не менее существенные убытки. Третьей причиной, склонившей чашу весов в пользу прогресса, стало новое качество видео: записанные на DVD фильмы могли обеспечить горизонтальное разрешение 480p или 480 строчек на кадр, а видео для телевидения поколения High Definition TV (HDTV) способно передавать живую картинку с разрешением 720p или 1080i строчек. Кроме того, благодаря инновационным технологиям голубого лазера наследники привычных 4,5 и 9-гигабайтных DVD-дисков, носители HD DVD позволяли записывать уже целых 20Гб. цифровых данных. При записи в три слоя на такую болванку вмещается до 90Гб. видео в разрешении HDTV. Конкурирующий формат Blu-ray обещал еще более фантастические перспективы. Blu-ray-диски могут хранить 25 или 27Гб. цифровых данных только на одном слое, а всего таких слоев, как обещали разработчики, могло быть восемь и более.

Обе прогрессивные технологии для считывания и записи цифровых данных используют сине-фиолетовый спектр лазера, который в отличие от «красного луча» DVD имеет более короткую волну (около 405 нм. для синего по сравнению с 650 нм. для красного). При этом, обладая значительно большей емкостью, технология Blu-ray отличается от HD-DVD  меньшим защитным слоем дисков, а также меньшим физическим размером самого луча для считывания и записи данных. Особенности технологии позволяют максимально приблизить лазер к поверхности, избегая лишнего рассеивания светового пятна. Такое приближение считывающего устройства также дает возможность существенно сократить зазор между дорожками диска и тем самым увеличить вместимость носителя. В тоже время подобные характеристики делают формат Blu-ray более уязвимым механическим повреждениям и соответственно более дорогим – для защиты поверхности таких дисков применяются прочные полимеры. Например, один из крупнейших разработчиков дисковых носителей TDK использует защиту Armor Plating, которая доступна и для стандартных DVD, но стоит не дёшево. Чистый диск Armor Plated DVD-R обходится потребителю в 4,99 доллара. Выгодной стороной технологии Blu-ray при этом является более высокая числовая апертура по сравнению с дисками DVD и HD-DVD, отвечающая за способность линз воспринимать мелкие детали объекта. Чем больше эта величина, тем больше света собирает линза, и соответственно более высокое разрешение можно обеспечить в момент сбора данных для последующей передачи картинки на экран.

Ключевой вопрос

Если у форматов Blu-ray и HD DVD и существует единая общая основа – специальные кодеки – то в остальном технологии имеют ряд принципиальных отличий. Существенным преимуществом, которое активно лоббировали сторонники HD DVD, заключается в схожести стандарта с привычными DVD-дисками, что может обещать более простой и безболезненный переход индустрии на рельсы стандартов высокой четкости. Другими словами спецификация HD DVD является модифицированной версией DVD с возможностью более плотной упаковки цифровых данных. В технологии HD DVD задействуются такие же, как и в DVD структуры данных (кадры, секторы, блоки ECC), алгоритмы коррекции ошибок и схемы модуляции. Отличие заключается в том, что один ECC-блок HD DVD соответствует двум объединённым ECC-блокам DVD, а это дает возможность выполнять больший объём пакетной коррекции ошибок( передачи и отображения на экране более качественной картинки).

Вполне очевидно, что бурная поддержка технологии HD DVD  изначально была обусловлена именно способностью быстрой адаптации оборудования к нуждам конечных потребителей. Предполагалось, что сами устройства домашнего видео будут отличаться более демократичной ценой и будут гарантировать достойную разрешающую способность. Учитывая резонность таких факторов можно предположить, что в деле двух форматов немалую роль сыграл и так называемый «ключевой фактор».

В 2004 г. на плановой конференции представители Blu-ray наглядно продемонстрировали, как с помощью единого ключа можно расшифровать записанные на DVD- диске цифровые данные. При воспроизведении видео, записанного в формате Blu-ray, ключ менялся сотни раз только в течение одной минуты. Специальные программы для копирования формата DVD типа DeCSS справлялись с раскодированием именно потому, что для целого фильма требовался всего один ключ, в то время как для цифровых данных стандарта Blu-ray он необходим на каждые 6 Кб. информации. Все это помогло разработчикам доказать, что новая технология, бесспорно, выглядит гораздо более защищенной. При этом особую технологию для борьбы против незаконного копирования разработчики Blu-ray планировали внедрить также и для оптических приводов компьютеров (Blu-ray ROM). Впрочем, по некоторым данным в эксклюзивной системе безопасного инновационного формата позже также нашлись лазейки.

Несколько по-иному обстояли дела с преградами для «пиратского копирования» в формате конкурентов  HD DVD. К ней планировалось применить усовершенствованную систему защиты Advanced Access Content System (AACS), первоначальный вариант которой имел весьма спорный успех в ключе защиты DVD- носителей. Интересно, что в консорциуме License Administrator, который был посвящен вопросам защиты формата, участвовали компании Intel, IBM, Matsushita Electric Industrial, Microsoft, Toshiba и в их числе сама Sony. Группа Independent Security Evaluators (ISE), занимавшаяся разработками систем безопасности для HD DVD, предложила также задействовать дополнительную степень защиты для HD-DVD  Self Protecting Digital Content (SPDC). Система шифрования AACS License Association должна была обеспечивать устройства домашнего видео 128-битными ключами Device Keys, а второй встречный набор ключей Media Key Block (MKB), соответственно, предназначался для расшифровки и сравнения кода данных с диска – он давал команду устройству воспроизвести или заблокировать просмотр. Технология шифровки SPDC при обнаружении в дисководе «пиратского» DVD- диска полностью сворачивала работу плеера и заносила данные о нарушении в «черный список» внутренней памяти устройства. В обоих случаях обнаружение незаконных копий в плеере могло спровоцировать модификацию прошивки всей системы и предполагало некоторые неудобства для пользователя. Поскольку критических отзывов в адрес системы защиты AES-алгоритма для носителей Blu-ray не возникало вообще, то предпочтение в выборе между двумя конкурирующими форматами могло быть вызвано также и особенностями механизмов защиты.

Как бы то ни было, в феврале 2008 г. в массовых источниках информации была обнародована информация о намерении разработчиков приостановить производство плееров HD DVD в связи с недостаточной поддержкой данного формата со стороны американских киностудий и ряда крупных розничных продавцов по всему миру. По сообщению информационных агенств такому шагу предшествовало заявление студии Warner Bros о прекращении выпуска кинофильмов на HD DVD и полном переходе на Blu-ray Disc, что вновь перевесило чашу весов, однако теперь уже в пользу прежнего меньшинства.

автор: Сергей Покровский

Мой блог находят по следующим фразам

 
 
Статья прочитана 428 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Противостояние в синем спектре"

Войти, чтобы написать отзыв.

Архивы
Наши партнеры
Стильные Угги в Киеве
Читать нас
Связаться с нами
Для предложений о размещении авторских материалов на сайте воспользуйтесь формой «+Добавить новость». В случае перепечатки материалов активная ссылка на ресурс обязательна. Всегда рады сотрудничеству!