Спутниковое ориентирование


 

Интерес пилигримов к услугам определения координат движимых и недвижимых объектов вызван заметно увеличившимся спросом на качественную картографическую продукцию. По мнению экспертов, не менее 80% пользователей «всемирной паутины» регулярно заходят на  специальные веб-сайты(Google Maps, Maps Yandex и др.), которые помогают составить маршруты запланированных поездок с помощью интерактивных карт. Тут вам и экономия драгоценного времени, и возможность отказаться от недешевых услуг частного извоза и предприимчивых проводников. Приборы GPS-навигации становятся выгодной альтернативой как в пешем марше по пересеченной местности, так и во время длительных путешествий на колесах. Тем более, пользование спутниковой системой GPS-навигации бесплатное, хотя это предполагает и несколько резонных но…

«В Украине USB GPS-приемник для подключения к компьютеру стоит приблизительно $90, цены на Bluetooth-навигаторы варьируются вокруг $130, автомобильный навигатор PNA – $380, а за карманный компьютер с встроенным чипом навигации Sirf Star III необходимо заплатить около $400»,– говорит Андрей Тимошенко, технический специалист ООО «Навиград», (GlobalSat Ukraine). При этом уже в четвертом квартале 2007 г. средняя стоимость автомобильного навигатора снизилась до отметки $370, а рынок в очередной раз замер в ожидании благодарных откликов со стороны украинских пользователей.

В 2008 году отечественные пилигримы реагировали на появление новых GPS-технологий не особенно активно, хотя уже и без прежнего скептицизма. Тем более, что в мировых масштабах прогнозы развития спутниковой навигации выглядят весьма впечатляюще. Аналитики компании ABI Research убеждены, что поставки мобильных телефонов с поддержкой технологии глобального позиционирования GPS увеличатся с $240 млн. в 2008 г. до $550 млн. в 2012 г., а доходы от их продаж увеличатся в течение того же периода с $50 до $100 млрд. В  компании In-Stat полагают, что большая часть смартфонов и коммуникаторов ( к 2012 г.ежегодный рост этого рынка должен превысить 30% ) будет оборудована чипами GPS. Глобальное «спутниковое ориентирование» портативных устройств произойдет благодаря постоянному снижению стоимости поддерживающих GPS-технологию микросхем.

Инициировали процессы переоснащения собственных продуктов среди украинских пользователей компании Nokia, Research In Motion, Motorola и Samsung. Однако в Украине, к сожалению, освоение географических просторов с помощью спутниковой системы сдерживают проблемы технические. В тоже время на долю отечественного рынка и соседней России в 2007 г. пришлось порядка 100 тыс. GPS-навигаторов разных конфигураций. Причем потенциальные возможности потребительского спроса на данную продукцию обещают дальнейший прирост продаж на ближайшие два года до 20 млн. единиц, что в пересчете на душу населения – процент немалый.


Не заблудись!

В Украине заинтересованность к подобным приборам проявляют поклонники геокешинга, приверженцы пешего туризма и автолюбители. Все, кто опасается «зарулить» туда, куда не хотелось бы, и кто не верит, что «язык до Киева доведет». «В нашей стране GPS-технологии активно применяют не только для навигации, но и в системах контроля, на удаленных точках для синхронизации времени, для слежения за перемещением автомобилей и грузов, для экстренной помощи пожилым людям и не только», – комментирует руководитель отдела развития ДП «Телегруп Украина», Вадим Тренбач.

По причине снятия ограничений в масштабах электронных карт для GPS-навигаторов некоторые маркетологи рисуют еще более радужные перспективы: ближайшее увеличение объемов отечественного рынка GPS-устройств на 90%  и троекратное увеличение всего мирового рынка спутниковой навигации к 2013 году. Сегодня в Украине заметным спросом пользуются автомобильные GPS-навигаторы – их владельцами становятся 33% граждан, заинтересованных в индивидуальном позиционировании. Еще 34% отдают предпочтение наладонным приборам, которые удобно брать в поход, на рыбалку, можно применить для поисков кладов и занятий геокэшингом. Несколько меньшим спросом(26%) среди путешественников пользуются обычные карманные компьютеры и ноутбуки, оборудованные встроенными чипами GPS-навигации. Значительная часть поклонников устройств( порядка 25%) полагаются на интегрированные автомобильные системы, а 13% и 7% приходится, соответственно, на сторонников мобильных телефонов и прочих средств, оборудованных модулем ориентирования.

Чтобы обзавестись спутниковой системой навигации, украинским пользователям сегодня приходится тратиться только на покупку самого устройства – спутниковая система никакой «абонплаты» не предусматривает. Европейские автолюбители и клиенты украинских компаний диспетчеризации и контроля транспорта доплачивают еще за сопутствующие сервисы, которые сообщают о загруженности дорог (ТМС), качестве покрытия автотрасс, погоде, выполняют функции автосигнализации и т.п. В Украине подобные услуги востребованы крупными автотранспортными предприятиями.

Массовый частный украинский пользователь предпочитает довольствоваться доступными автономными решениями: приобретением подходящего GPS-модуля и при необходимости установкой специального «контактера с космосом» в автомобиль. Оборудование подобного рода для автолюбителей обходятся примерно в 750грн. за сам прибор, плюс 100-250грн. за установку(если авто не укомплектовано навигационной системой от производителя), плюс порядка 125грн. за антенну. Чтобы совместить систему определения координат с автосигнализацией приблизительно 500 грн. придется потратить еще и на видеокамеру, которая обеспечит абсолютный покой хозяину автомобиля.

В частности чтобы сэкономить и обезопасить себя и свою машину от посягательств злоумышленников, можно воспользоваться автомобильной GSM/GPS/GPRS-системой оповещения MS-PLGSM. Разовая её установка вместе с GPS-модулем обходится автовладельцам примерно в $750. В общем-то, не дешево, зато у хозяина появляется возможность круглосуточно «мониторить» свою движимую собственность на специальном веб-сайте в мировой сети. Обладатель такой защиты получает возможность следить за состоянием систем машины, удаленно наблюдать  настроенный ракурс кабины или другой части авто при помощи видеокамеры и – что самое важное – получать точные координаты месторасположения в виде SMS-сообщений, после того, как сигналы спутников пройдут дополнительную обработку в центре диспетчеризации.

Кстати, проблемы картографии и точности позиционирования в Украине часто решают именно таким образом: принимаемый GPS-модулем спутниковый сигнал отправляется в центр обслуживания через GSM-модуль, где корректируется с помощью точных карт, и пересылается обратно. Подобные решения хорошо подходят для присмотра за детьми, пожилыми людьми и другими объектами, требующими охраны и защиты. Прибор для пешей навигации с возможностью связи через сеть GSM-оператора из этой категории стоит приблизительно $330-$350. При использовании объединенных GPS/GSM/GPRS технологий затраты владельца навигатора сводятся к оплате стоимости SMS-сообщений и соединения по протоколу GPRS согласно индивидуального тарифного плана.

В отличие от водителей, пешим владельцам GPS-навигаторов для ориентирования и прокладывания маршрутов достаточно открытого неба и благоприятных метеоусловий. Уязвимость GPS-технологии заключается в наличии труднопреодолимых препятствий для прохождения спутниковых сигналов в виде облачности, тумана, магнитных бурь, рукотворных конструкций и сооружений в условиях городской застройки. Частично небольшие неточности в работе навигаторов может исправить хорошая карта, которая предварительно загружается в память устройства. Однако именно с наличием хороших карт у украинских пеших путешественников и автомобильных пилигримов, порой возникают серьезные затруднения. Как отметил Вадим Тренбач: «Основная проблема, которую активно решают отечественные производители программного обеспечения для GPS-навигации – это качество электронных карт. Только сейчас стали появляться разработки, способные конкурировать с европейскими аналогами, и в ближайшее время мы сможем ездить по дорогам Украины, так же просто доверяясь навигатору, как европейцы».


Где же карта, Билли?!

Чтобы вместо морского побережья во время отпуска не попасть в какое-нибудь «гиблое место», понадеявшись на карту GPS-навигатора, специалисты рекомендуют приобретать лицензионное программное обеспечение. При покупке  картографической продукции компании Natec вы сможете уложится в 150 грн. дополнительных затрат, комплект программного обеспечения вместе с картами популярного производителя IGO обойдется в 750грн., карты Визиком стоят приблизительно 250-400грн.

Конечно, в этом деле обязательно найдется лазейка для предприимчивых компьютерных умельцев, которые, купив недорогой китайский навигатор, без труда могут достать из интернета бесплатное ПО и те же самые карты.

«Поскольку GPS- навигатор практически всегда использует карту, устанавливаемую в память устройства продавцом либо на заводе производителем, картографическая информация  является статичной и постоянно уточняется и расширяется», – поясняет главный менеджер отдела навигационного оборудования Magellan Navigation Inc, Евгений Безотосный. Следовательно, у тех, кто пользуется нелицензионным продуктом, рано или поздно возникает проблема с обновлением  предыдущих версий программного обеспечения. То есть нанесенные на карту топографические объекты в один прекрасный момент попросту перестают отражать действительную картину окружающих географических просторов.

Если пользователь решает приобрести GPS-навигатор одной из хорошо зарекомендовавших компаний, например, Garmin, GlobalSat, Magellan, Mitac(Mio), полный комплект (карта+устройство) будет стоить $270-$550. У оделей Holux, LG –  более демократичная цена( около $220-$300), а EasyGo или Tom Tom обойдутся в $300-$550. Для самостоятельной «заливки» карты придется установить подходящее программное обеспечение. Представленные на рынке модификации популярной программы OziExplorer(официальная версия) можно загрузить на сайте производителя, предварительно заплатив $25-75. Так что, если сложить стоимость даже недорогого GPS-модуля с последующими издержками, выгода получается небольшая(около $150), но при этом может возникнуть множество проблем с установкой нужных алгоритмов.

Как бы то ни было, для решения задач по определению индивидуальных координат на местности существует альтернативное решение – специальные LBS-услуги мобильных операторов. В этом случае, определяя направление маршрута, можно воспользоваться привычным мобильным телефоном, который не требует «связи с космосом». Однако подобные сервисы обеспечивают точность позиционирования не более 100-300м., в отличие от технологии GPS, при благоприятных условиях обнаруживающей «объект» в радиусе 3-10м.

По мнению экспертов, потенциал у технологии LBS – тоже не малый. К примеру, в Японии обычный мобильный телефон позволяет гражданам определять собственное местонахождение с точностью до нескольких десятков сантиметров. «Поскольку технология основана на «привязке» мобильного телефона к базовым  станциям, точность LBS-сервисов зависит от частоты расположения таких станций в той местности, где находится абонент, – считает специалист по связям с общественностью компании «Киевстар» Сергей Товстенко-Забелин.

Реализуемые совместно с партнерами GPS -сервисы помогают достигать точности от 2 до 8 метров, но требуют внедрения специального дорогостоящего оборудования. В тоже время, для определения координат при помощи LBS достаточно обычного мобильного телефона у абонента либо на объекте, местонахождение которого необходимо определить. На наш взгляд, говорить о возможности повсеместного применения LBS- технологии пока рано. В настоящее время на базе LBS-технологии подобные услуги в Украине предлагает только компания «Киевстар», а пользование услугами «Мобильная карта» и «Маячок» для каждого определения координат интересующего абонента (согласие которого необходимо) обходится в 0,8- 1,20 грн. Та что, учитывая все «за» и «против», выбор между существующими технологиями определения координат зависит от экономических соображений, и от целей на карте, которые выбирает сам пользователь».


Мнение

Директор компании «Навионика», Олег Тартак

Для обычного пользователя преимущества GPS-приемников видятся больше не в материальной выгоде, а в удобстве. Для бизнеса GPS-навигаторы – это оптимизация маршрутов транспорта, его мониторинг в реальном времени, а при необходимости –оперативное руководство. В Украине для дальнейшего развития технологии остается лишь преодолеть проблемы с картографическим и информационным обеспечением. Именно над ними мы сейчас работаем. Однако, создание качественного продукта – дело не на месяц и даже не на год. Поэтому ввиду разного качества загружаемых алгоритмов, стоит обращать внимание потребителей не только на «железо», но и на картографическое обеспечение. Мы в сотрудничестве с «софтовой» компанией уже создали продукт, который на сегодняшний день кардинально отличается от уже существующих.

Мнение

директор ООО «Аэроскан», (Garmin Ukraine), Сергей Ющенко

Покупателям GPS-навигаторов не следует гнаться за низкой ценой, а лучше обращать внимание на количество обозначенных городов на карте, качество позиционирования, так как не все производители имеют один и тот же формат карты. Купив навигатор одной торговой марки, нельзя использовать программное обеспечение навигатора другой торговой марки, которое может оказаться лучше. Что касается технологии, то она, помимо задач индивидуальной навигации, позволяет  владельцам автомобилей сэкономить деньги на топливе, помогая максимально оптимизировать движение по заданному маршруту.

автор: Сергей Покровский

Мой блог находят по следующим фразам

 
 
Статья прочитана 437 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Спутниковое ориентирование"

Войти, чтобы написать отзыв.

Архивы
Наши партнеры
Стильные Угги в Киеве
Читать нас
Связаться с нами
Для предложений о размещении авторских материалов на сайте воспользуйтесь формой «+Добавить новость». В случае перепечатки материалов активная ссылка на ресурс обязательна. Всегда рады сотрудничеству!