Внедорожники с репутацией. Как знаменитые ботинки стали культом


 

Легендарная обувь Dr. Martens, наряду с джинсами Levi’s стала ультрамодным атрибутом многих неформальных молодежных субкультур. Удивительно, что восторженные отклики молодежных течений вызвали неизменные свойства классики – практичность и надежность, к которым производители добавили несколько оригинальных элементов стиля.

В 1987 году музыканты из американского города Нью-Брансвик, штат Нью-Джерси создали панк-группу «The Bouncing Souls»(пружинящие или воздушные души). Имя нового предприятия рокеры позаимствовали из рекламы знаменитой культовой обуви Dr. Martens – лозунга With Bouncing Soles(подошвы с воздушной прослойкой) заменив при этом слово sole (подошва) на soul (душа). Увлекшись лингвистическими играми с рекламной идеей производителей обуви, музыканты удивительно точно выразили переломные настроения минувших 60-ых.

На воздушной подушке

Как правило, изобретатели культовых вещей  преследуют достаточно приземленные цели, совершенно не задумываясь о маркетинговой стратегии, будущей славе и конечном потребителе. Практическая сторона дела в суровые военные времена также интересовала и молодого немецкого доктора Клауса Маертенса, который однажды  пострадал от некачественной форменной обуви вермахта. Весной 1945 года во время  лыжной прогулки по отрогам Баварских Альп экипированный в утепленный комбинезон и ботинки с высоким берцем немецкий военврач, во время одного из спусков сломал лодыжку. Вызывая болезненные ощущения, закованная в гипс нога постоянно напоминала о себе, заставляя фронтового лекаря  размышлять о причинах этого досадного случая. В результате, хорошо разбирающийся в анатомии Клаус Маертенс сделал вывод, что виной всему стали слишком жесткие берцы форменных ботинок, неспособные амортизировать большие нагрузки на ноги. При этом у доктора постепенно созрела бизнес-идея – разработать качественные и прочные ботинки с ортопедическими, комфортными для ног свойствами. Относительно легко пережив падение Третьего рейха, равно как и собственное падение на заснеженном альпийском склоне, отставной доктор спустя два месяца после окончания войны принялся за дело, буквально на коленке смастерив первый прототип прочных «ортопедов». Причем для своей пилотной разработки  Маертенс использовал приобретенные по случаю у соседа-сапожника лоскуты кожи и наполненную пузырьками воздуха мягкую резину, которая обеспечивала амортизирующий эффект при ходьбе.


Первая пара ботинок  доктора-обувщика имела весьма непрезентабельный вид, поэтому ни о каком коммерческом успехе речи быть не могло. Реализовать задуманное пытливому естествоиспытателю помог инженер-механик Герберт Функ, с которым Маертенс ранее приятельствовал в Мюнхенском университете. Поскольку компаньон был уроженцем Люксембурга,  он мог вести операции купли-продажи вопреки действующим в послевоенной Германии торговым ограничениям. После обдумывания будущей стратегии в 1947 году Маертенс и Функ развернули небольшой бизнес по производству подошв в городе Зеесгаупт неподалеку от Мюнхена. Окрыленные новыми идеями, предприниматели  обнаружили неисчерпаемый  источник недорогой резины для подметок – тонны списанных шасси самолетов  Luftwaffe, которые подлежали уничтожению. Кроме того, в ход пошли также ставшие ненужными по предписаниям властей демилитаризованной Германии части армейского обмундирования: погоны для изготовления стелек и кожаные брюки офицерской униформы для производства верха ботинок.

Благодатная почва для бизнеса и удобные для ног технологии вскоре принесли долгожданные плоды. Причем практичность и удобство ботинок Маертенса первыми по достоинству оценили женщины старше 40 лет, которым в те смутные времена приходилось много трудиться, восстанавливая уничтоженное войной хозяйство. Как бы то ни было, накопив достаточно средств, Маертенс с Функом в 1952 году наладили массовое производство обуви на собственной фабрике в Мюнхене. Как минимум 80% продукции под брендом доктора-изобретателя расходилась среди трудолюбивых овдовевших домохозяек и работниц промышленных предприятий, а выпускаемые компаньонами модели ботинок и сапог в 1959 году попали на страницы международных обувных каталогов.

Английский след

Несмотря на успешное начинание на родине изобретателя, настоящую славу ботинки от Доктора Маертенса обрели на британской земле, где обувная индустрия была хорошо развита, а производители активно искали новые способы привлечения покупателей. Поэтому, едва появившись в популярном английском каталоге изделий из кожи и обуви «Shoe & Leather News» в конце 60-ых, разработки немцев привлекли внимание известной обувнодельческой компании англичан R. Griggs & Co. Намериваясь превзойти  прихвативших большую часть рынка конкурентов «Tuf Boots», управляющий семейного бизнеса R.Griggs & Co Билл Григгс предложил Маертенсу продать лицензию на производство мягких воздушных подошв, а, получив согласие, принялся за изготовление моделей по новой технологии.

В классические формы ботинок английские промышленники внесли несколько собственных дизайнерских новаций – придали мыскам обуви более округлую форму, несколько приподняли бока и прошили изделие по канту крепкой желтой ниткой. Кроме того, технологи и дизайнеры R.Griggs & Co снабдили воздушную подошву неглубокими протекторами, затемнили ее по краям и вставили в носок металлический стакан, чтобы обувь держала форму. С тех пор придуманные новыми обладателями бренда усовершенствования наряду с пружинящей подошвой немецкого доктора стали отличительными чертами легендарных ботинок, причем их название для благозвучия переиначили на английский манер, убрав лишнюю режущую слух букву «Е».

1 апреля 1960 года посетители британских обувных магазинов увидели на полках неожиданный сюрприз – высокие вишневые ботинки из мягкой кожи с пружинящей подошвой и восемью отверстиями для шнурков. Новая модель, получившая согласно дате выпуска маркировку 1460(01.04.60) сопровождалась надписью «Air Wair» –  специально придуманным названием для подошвы, которая была выведена почерком Григгса на пришитой к заднику петельке. При этом пара «мартенсов» продавалась всего за два фута стерлингов. Маркетинговая стратегия Билла Григгса была направлена главным образом на граждан с небольшим достатком, ведь изначально семейный бизнес R.Griggs & Co специализировался на выпуске обуви для рабочих и военных. Интересно, что именно это обстоятельство вскоре обрело политический контекст – ботинки доктора Маертенса стали выражать солидарность потребностям рабочего класса. Первым владельцем практичной обуви, применившим обувь как политический знак, стал член парламента от социалистической партии Тони Бен, отстаивавший в законодательном собрании интересы рабочих профсоюзов. В это же время новую удобную модель обуви также с удовольствием носили полицейские, почтальоны и мелкие служащие. Мнение поклонников «ортопедов» немецкого доктора даже разделила британская пресса, заявив, что до момента появления ботинок Dr.Martens еще никто и никогда не предлагал рабочему человеку по-настоящему удобных ботинок. Кроме того, классические Docs стали отличительным знаковым элементом клубной экипировки молодежных течений самого разного толка, начиная от скинхедов и заканчивая футбольными болельщиками и солидарными с угнетенным классом рабочих студентами.


Классика формы

В начале 70-ых годов идеологические объединения молодежи будоражили свежие веяния, по стечении обстоятельств совпавшие с появлением алюминиевой пивной банки, противозачаточных таблеток и раскрепощенных взглядов на межполовые отношения. Концепцию элемента клубных аксессуаров в новой тюнингованной классике ботинок первыми усмотрели так называемые моды(mods) – представители молодежной субкультуры, предпочитавшие эпатажные элементы одежды и развязный стиль общения. В 1964 году из этого течения выделилось несколько разнящихся по идеологии групп: направление «Hard Mods», представители которого носили короткие стрижки с бакенбардами, провокационную одежду и красные ботинки Dr.Martens и скинхеды, избравшие стиль  «Proletariers» или «Every-Day-Workers». Исповедуя солидарные взгляды с рабочим классом, первые группы скинхедов  вовсе не были воинствующими «беспредельщиками», а напоминали своего рода народных дружинников, которые отстаивали честь угнетенных и бесправных рабочих. Представители этого течения с особой тщательностью ухаживали за своими «доками», регулярно полируя их до блеска и натирая свои вишневые ботинки черным кремом для лучшей узнаваемости. Часто шнурки ботинок красили и оставляли незавязанными, а на верхах иногда рисовали логотипы популярных музыкальных групп и записывали на них автографы музыкантов. Девушки в свою очередь находили подходящее сочетание одежды и обуви Dr.Martens с сетчатыми колготками или чулками и стрижкой «feather cut» (перья).

После 1972 года от скинхедов откололось еще одна ветвь Suedeheads («замшевая голова»), а позже особенно свирепствовавшие и отличавшиеся жестокостью группы стали заниматься провокаторской деятельностью и бандитизмом. Для избравших преступную стезю молодых людей знаменитые ботинки стали своего рода «агрессивным оружием», которые они применяли в драке, особенно модель со стальным стаканом в носке. Британские полицейские при задержании таких воинствующих неформалов немедленно конфисковывала обувь и порой обвиняла во всех тяжких ее производителей. Подобные случаи наряду с прециндентами провоза в воздушных прослойках подошв обуви контрабанды изрядно портили репутацию марки, однако в истории «доков» были и обратные примеры стихийного пиара.

Вслед за скинхедами, взявшими обувь немецкого доктора на вооружение для участия в экстримистских акциях и разделявших расистские взгляды национал-социалистов ботинки   Dr.Martens обули футбольные фанаты Челси, неформалы, путешествующие автостопом на фестиваль Woodstock и сторонники направлений nu-metal, хардкор, straight-edge, grunge, britpop, glam, psychobillies, grebos, ska. В тоже время представители одного из наиболее многочисленных представителей массового движения хиппи относились к культовой обуви довольно прохладно.

В 70-ых годах стильные ботинки немецкого доктора стали обязательным атрибутом музыкальной культуры, а первым адептом, продемонстрировавшим их во всей красе на сцене, был легендарный вокалист Sex Pistols Сид Вишес. После гастролей скандальной панк-группы по Америке дистрибуторам R. Griggs & Co пришлось даже открыть фирменные магазины в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго и Миннеаполисе. На руку производителей в свое время сыграл и английский телевизионный комик, киноактер и колумнист автомобильного журнала Car, сочинивший про легендарные башмаки песню, а один из самых горячих музыкальных поклонников группа Madness украсила их изображением один из своих синглов. Руководство компании также не осталось в накладе, выпустив в 1999 году на двадцатилетие любимой группы специальные ботинки «Madness Boot», в честь чего музыканты явились в магазин  Ковент Гардена и устроили фотосессию, оставив дюжину автографов на любимой обуви.

Время новых мейнстримов

Еще в 70-х годов с подачи симпатизирующих национал-социалистам скинхедов модели знаменитой обуви под номерным знаком 1460 стали называть сокращенно DM’s( по аналогии с абривеатурой государства). Культовая обувь росла в цене и вскоре утратила популярность в кругах пролетариата. В 80-ых года на рынке появилось множество других марок  таких как Grinders и других последователей Griggs & Co. В число поклонников марки вошли многие гуру неформального рока, среди которых были Курт Кобейн, Пит Таундшент, Depeche Mode, The Cure,  The Lash, Green Day и The Who. Для ценителей культовых «доков» неизменной классикой стала модель «cherry red docs» (черешневые «мартенсы»), которые носили в Англии и Франции еще до появления первых скинхедов. Их изготавливали из грубой, прочной кожи и каучука с воздушными полостями. Позже для подошв стали использовать специальный пластик, который ничем не режется, не протирается, не ломается и устойчив к воздействию активных химических реагентов.

По мере вовлечения  стиля DM’s в состав клубных атрибутов адепты  культовых ботинок даже разработали собственные правила ухода и манеру ношения. Различные способы шнуровки становились показателем особого шика, а применение специальных полирующих средств было просто обязательным. Если владелец «доков» использовал цветные шнурки, а дырки на ботинках шли часто, нередко применяли прямую шнуровку одним шнурком, чтобы косые стежки оставались внутри. При небольшом количестве дырок выгоднее было использовать привычную перекрестную шнуровку «x-lacing», а если ботинки нужно было затянуть потуже, использовали «елочку» или «v-lacing», продевая шнурки в дырки сверху вниз. Иногда для удобства ношения обуви дырки проделывали также и в «языке» ботинок, и делали так называемую петлю для эффекта крепкой ноги «tough shank loop», что позволяло стянуть верхние части ботинка вместе с подворотами брюк.

В 70-ых годах модели обуви Dr.Martens с точки зрения массовой моды  казались малопривлекательными, часто использовались в качестве рабочей обуви, но имели множество горячих поклонников. Обувь немецкого происхождения пользовалась популярностью благодаря  пристрастиям музыкальной богемы и позднее таких кумиров индустрии кино как Тарантино и Анжелика Джоли.

В это же время на прилавки магазинов Европы и Америки отличались особенно богатым ассортиментом популярных концепций мужской обуви. В ходу были стильный ботинок Chelsea, кубинский каблук Beatle, ботинки Clarks Desert и так называемые эксцентричные ботинки высотой до колен.  В 1972 году скандальный фильм Стенли Кубрика «Заводной апельсин» еще больше подогрел привязанность представителей андеграунда к культовой одежде. В 80-ых годах, когда в рядах движения набирали силу концепции нового мейнстрима, ортопеды Dr.Martens продолжали использовать в качестве средства самоопределения. К началу 90-ых ботинки стали особенно популярными на американском континенте, став неотъемлемым атрибутом американской музыки «грандж» и направления «инди».

В начале нового века руководство компании Griggs & Co было вынуждено перенести производство легендарной обуви на более рентабельный азиатский рынок. Продвижением и популяризацией новых моделей  занялся брэнд-менеджер Бобби Париси, бывший вице-президент кроссовочного гиганта Nike. Легендарные ботинки значительно потеснили легкие и удобные модели обуви, но, несмотря на появление ультрамодных форм обуви классические Docs по-прежнему остаются символом свободы и яркой претензией на стильный образ жизни.

Следы знаменитых Docs

В 1901 году в городе Уолластон в графстве Нортамптоншир Бенджамен Григгс и Септимус Джонс наладили  ручное производство обуви.

В 1911 году компаньон Септимус Джонс покинул компанию, а обувной бизнес приобрел статус семейного предприятия. В состав совета директоров вошли сын и жена Бенджамена Григгса, Реджинальд и Джейн. Самым популярным и продаваемым ботинком в то время стала модель «bulldog», основным заказчиком которой являлась британская армия.

В 1945 году в Мюнхене отставной немецкий военврач Клаус Маертенс придумал подошву с воздушной прослойкой, которая сыграла важную роль в появлении нового бренда обуви.

Два года спустя Маертенс и инженер механик Герберт Функ основали в немецком городе Сеесхайупт обувную фабрику.

В 1959 году во времена распространения «тинейджеровской» культуры Teddy Boy Билл Григгс, его братья Рей и Колин и сын Макс приобрели у немецких производителей обуви лицензию на изготовление подошвы, наполненной воздухом.

1-го апреля 1960 года первый ботинок Dr.Martens с маркировкой  «1460», доработанный английскими производителями обуви был изготовлен на производственной линии R.Griggs & Co.

В 50-е годы Великобритания переживала пик «тинейджеровской» культуры Teddy Boy. Особенно модной считалась обувь эпохи короля Эдуарда (ботинки с заостренными носками и с шипами на подошве), что положило начало современной молодежной культуры  андеграунда.

В 1998 году пара ботинок Dr.Martens, в которой музыкант Элтон Джон снялся в  фильме «Томми» Кена Расселла, была продана на аукционе за 12000 фунтов для Британского музея обуви.

В 1993 году во время съемок клипов группы Aerosmith Алисия Сильверстоун использовала необычную комбинацию ситцевого платья и высоких «мартенсов».

автор:Сергей Покровский

Мой блог находят по следующим фразам

 
 
Статья прочитана 1220 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Внедорожники с репутацией. Как знаменитые ботинки стали культом"

Войти, чтобы написать отзыв.

Архивы
Наши партнеры
Стильные Угги в Киеве
Читать нас
Связаться с нами
Для предложений о размещении авторских материалов на сайте воспользуйтесь формой «+Добавить новость». В случае перепечатки материалов активная ссылка на ресурс обязательна. Всегда рады сотрудничеству!