Федеральная антимонопольная служба России заявила об ужесточении наказания за распространение недобросовестной рекламы в ООТ-сервисах. По словам представителей ФАС, в 2014 году отмечено значительное увеличение количества жалоб на спам в мобильных мессенджерах. В ФАС напомнили, что рассылка рекламы без согласия получателей нарушает статью закона «О рекламе», который регламентирует распространение рекламы по любым сетям электросвязи только с согласия абонентов. Под норму этого закона попадают электронная почта и SMS.
Заместитель начальника управления контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией ФАС Татьяна Никитина заявила, что в ведомстве создается отдел, который будет работать с нарушителями закона «О рекламе». Также Никитина призвала недовольных пользователей обращаться в ФАС с выявленными нарушениями в письменной форме.
Пользуются рассылкой своей рекламы многие известные российские бренды: туроператор Coral Travel, сеть ювелирных магазинов «Адамас» и Sunlight, несколько крупных российских банков и десятки микрофинансовых организаций и финансовых пирамид. Они используют для рассылки сервисы Viber, WhatsApp, Telegram и другие. Кого ФАС будет наказывать в первую очередь — рекламодателей или службы рассылки, в ведомстве не сообщили.
Опрошенные пользователи отмечают, что рекламные сообщения они получают вне зависимости от возраста, пола и прочих атрибутов таргетинга. При этом сервисы рассылки сообщений отчитываются перед рекламодателями как за «законную» рассылку перед законом. Тарифы компаний составляют от 43 до 75 копеек за одно сообщение. Услуги сервисов отличаются незначительно — одни берут плату за прочитанные сообщения, другие рассылают сообщения только по базе заказчика. У каждой компании имеется определенный набор каналов распространения.
Развитие технологий значительно опережает законодательство, из-за чего всегда есть небольшая «серая зона» для получения прибыли сервисами. Разработчики мессенджеров после заявления ФАС оказались неподготовленными к новой угрозе, с которой уже научились бороться почтовые сервисы и сотовые операторы.
Эксперты советуют внимательно читать соглашения мессенджеров и в случае обнаружения нарушений обращаться в ФАС, Роскомнадзор и Роспотребнадзор. Рекламодателям ФАС советует тоже внимательно выбирать сервис для отправки рекламы — не исключено, что они нарушают закон.