Реклама в социальных медиа России — новый, еще окончательно не сформированный инструмент взаимодействия потребителей и брендов. Все чаще в этой сфере возникают проблемы и споры — в специальных группах SMM-щики нередко прибегают к черному пиару, чтобы отбить клиента у конкурирующего агентства. На днях в профильном российском сообществе «SMM-тусовочка» разгорелась нешуточная дискуссия после публикации на Facebook и «Вконтакте» статьи под названием «SMM-продвижение 80 уровня», в которой ставилось под сомнение честность работы группы «Knorr — кулинарные рецепты и советы».
Бренд Knorr принадлежит одному из крупнейших в России рекламодателей — компании Unilever, а группа в соцсети насчитывает больше 270 тысяч участников. По мнению автора нашумевшей статьи, большая часть подписчиков группы — несуществующие аккаунты, часть из которых «мертвые», часть взломанные, а часть аккаунтов содержит материалы с эротическим содержанием. В комментариях к статье пользователи дружно обвинили SMM-агентство, занимающееся продвижением этой группы с соцсетях, а также бренд Knorr в попустительстве откровенной фальсификации их группы.
Статья вызвала настолько оживленную полемику, что представителям Unilever и агентству SocialCraft, которые занимаются продвижением бренда Knorr в соцсетях, пришлось давать пресс-конференцию и объяснять сложившуюся ситуацию с несуществующими участниками группы. В Uniliver навели цифры статистики, демонстрирующие, что процент так называемых подозрительных аккаунтов на странице Knorr меньше 5% (статистика «Вконтакте»), а по статистике аналитической системы «Ниппель» — около 7%, что заметно ниже среднего показателя по соцсетям. Для сравнения: по той же статистике системы «Ниппель», у официальной страницы Skittles (Mars) в сети «ВКонтакте» подозрительными считаются 12,54% подписчиков, у Nivea Men – 9,62%; у Gallina Blanca – 7,88%; у Nescafe — 5,75%.
История с группой Knorr во-многом поучительна — при существующих проблемах с использованием SMM у многих брендов, никто из российских специалистов не попытался еще проанализовать реальное положение вещей. По словам Виталия Гвоздева, руководителя продаж комплексных маркетинговых продуктов SocialCraft, в России еще не сформировался рынок подобных услуг, поэтому в создании «мертвых» аккаунтов виноваты не бренды, а агентства-конкуренты, ставящие за цель подорвать доверие к SMM-компании.