В АПП России (Ассоциация прямых продаж) заявили о значительном снижении спроса на косметику и бытовые товары в секторе прямых продаж . По данным АПП, за 10 месяцев 2014 года российские граждане потратили на косметику на 1,1 млрд рублей меньше, чем за тот же период 2013 года. В российскую АПП входят : AVON, Amway, Oriflame, Mary Kay, Herbalife, Tupperware и Nikken. Эксперты этих компаний связывают падение продаж с общим снижением доходов россиян, причем более заметным, чем в кризисные 2008-2009 года. Довольно пессимистично настроены они и на предновогодние продажи — статистика показала, что российские граждане снижают расходы по всей группе непродовольственных товаров за исключением лекарств.
Отметили в АПП и нестандарную ситуацию на рынке прямых продаж в этом году. Обычно в кризисные года компании -производители косметики и бытовых товаров увеличивают количество продаж. Например, в 2009 году рынок продаж в России вырос на 12% за счет расширения штата компаний людьми, которые потеряли работу или искали дополнительный заработок. В этом году, несмотря на значительное снижение экономического роста, падение курса рубля и сложную внешнеполитическую ситуацию, роста новых сотрудников, напротив, не наблюдается.
На фоне снижения прибыли в России, такие компании, как Oriflame и AVON, говорят о значительном улучшении показателей в других странах. Например, Oriflame увеличила продажи во втором квартале в Латинской Америке на 15%, в Турции на 14%, а в Африке и Азии на 9%. За этот же промежуток в России продажи снизились на 13%. «Среди российских покупателей стал очень заметный прагматический подход к покупке. Обычно раньше женщины покупали сразу несколько средств для ухода за кожей, чтобы иметь возможность попробовать и сравнить, то теперь спонтанность заменяется взвешенностью и расчетом. Если рядом есть более дешевые аналоги и различие в качестве не очевидно, то женщина легко переключается на более дешевый ассортимент», — заявила гендиректор AVON Россия Елена Старкова. По мнению Елены Старковой, многие российские граждане находятся в напряжении и неуверенности в завтрашнем дне из-за геополитических событий.
Не надеется на улучшение показателей продаж Елена Старкова и в первых кварталах 2015 года. «Понятно, что женщины в России не смогут отказаться от всех маленьких радостей вроде косметики даже в очень тяжелые времена. Но ситуация на рынке выглядит очень пессимистично, и пожалуй, такая ситуация может сохранится длительное время, так как нет очевидного увеличения приема на работу новых сотрудников, за которым обычно идет увеличение продаж», — подытожила Елена Старкова.