В России рассматривается возможность передачи брендов минеральных вод «Нарзан» и «Ессентуки» в государственную собственность. Разливать воду планируется на мощностях государственной компании «Кавминкурортресурсы», а продукцию реализовывать через частные компании. По мнению чиновников, это повысит эффективность работы госкомпании и поможет бороться с контрафактом на рынке лечебной воды. Сейчас минеральную воду под известными брендами добывают и разливают несколько десятков частных компаний, права на использование брендов у которых истекают в этом году.
«Первое, на что стоит обратить внимание — это на количество контрафактной продукции. Если управление торговыми марками будет принадлежать государству, мы получим контроль над рынком лечебной воды и минимизацию объема фальсификата. Другой положительный момент — это возможность повышения доходов государственных компаний, поддержание скважин, сохранение инфраструктуры, льготные отпускные цены для санаториев и, в конечном итоге, обеспечение здоровья наших потребителей», — заявил министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.
По словам Кузнецова, ситуация сложилась на рынке критическая — из-за множества компаний и неразберихи в выдаче лицензий на скважины, создалась благоприятная ситуация для фальсификации продукта. «Рынок переполнен фальсификатом, только в прошлом году мы отозвали лицензии у восьми ставропольских предприятий на «Ессентуки-4» и «Ессентуки-17». Но доходит и до абсурда — в настоящее время в магазинах можно приобрести воду под брендом «Ессентуки», на которой написано «Место разлива — Московская область»», — добавил министр.
В то же время не все согласны с тем, чтобы рынок минеральной лечебной воды в России перешел в полную собственность государства. Глава аналитического агентства Infoline Иван Федяков считает, что от этого ситуация только станет хуже. «Что такое государственные компании и их эффективность — мы прекрасно знаем. Да, проблема подделки на рынке огромна, но работу надо вести в направлении контроля за компаниями, а не монополизации рынка», — заявил Федяков. По словам эксперта, попытки монополизировать рынок не приведут к значительному улучшению качества продукции. «Мы видим ситуацию на алкогольном рынке — монополия есть, а качества продукции — нет», — добавил Федяков.