История гиганта шинной индустрии начиналась в удаленной французской провинции Овернь с ручного производства детских резиновых мячей. Племянница известного шотландского ученого Чарльза Макинтоша, Элизабет Баркер в 1829 г. сочеталась браком с французом Эдуардом Добре, после чего на новой родине организовала небольшой семейный бизнес.
Для маленького предприятия по выпуску продукции для детей использовали специально привезенную из Англии партию каучука и машину, которую разработал Эдуард Добре.
Вслед за успешными почином Добре совместно с двоюродным братом Аристидом Барбье в 1832 г. основал небольшую фабрику в Клемон-Ферране, наладив производство специальных резиновых изделий для сельскохозяйственной техники.
Свойства каучука растворяться в бензоле, открытое изобретателем прорезиненного плаща Макинтошем, предвещало компаньонам большой промышленный потенциал нового материала. Кузены с азартом принялись за изготовление печатей, штампов, прокладок, клапанов, труб и ремней, разрабатывая специальные машины и формы, намереваясь поставить дело на поток. Однако спустя полвека каучуковое производство пришло в упадок, вследствие частой смены руководства и непродуманной маркетинговой стратегии.
В 1886 г., уже после смерти Эдуарда Добре и Аристида Барбье, у руля компании временно встал внук Барбье Андре Мишлен с твердым намерением сделать предприятие процветающим бизнесом. В то время 33-летний Мишлен был успешным инженером, обладателем престижного диплома одного из лучших технических заведений Франции Ecole Centrale de Paris, получившим к тому же специальную архитектурную подготовку в Парижской академии художеств.
Чтобы всерьез заняться семейным бизнесом, ему пришлось оставить едва начатое в Париже дело – компанию, которая специализировалась на постройке металлических конструкций и слесарных работах. Взявшись за дело, Андре Мишлен вскоре понял, что для осуществления грандиозных планов потребуется упорство и талант младшего брата Эдуарда, который в то время всерьез увлекся живописью, а после окончания Парижской академии художеств начинал творческую карьеру и вращался в кругах именитых мастеров кисти Парижа.
Поддавшись на уговоры брата продолжить семейное дело, Эдуард Мишлен решил забросить кисть и, не имея ни малейшего технического опыта, 28 марта 1889 г. принял руководство каучуковой мануфактурой, к тому времени сменившей название с J.GBideau&Co на Michelin&Co.
Таким образом, Андре, уступив главный пост брату, сосредоточил усилия на разработках стратегий коммерции, а 29-летний Эдуард принялся решать технологические проблемы модернизации производства. Первое успешное начинание – бесшумные тормозные колодки The Silent с использованием ткани и каучука братья запатентовали уже в 1889 г. Представленные на Всемирной выставке инновационные элементы тормозной системы Michelin стали пользоваться большим спросом, поскольку специальный слой эластичного материала гасил шум при торможении.
В дальнейшем это изобретение обусловило тесную связь бизнеса Michelin с продукцией автопрома – стремительно набиравшего в то время популярность четырехколесного моторного транспорта.
Первая съемная шина
Англичане, будучи известными любителями велосипедов, в конце XIX века уже успели убедиться в преимуществах надувных шин, которые обеспечивали невиданный ранее комфорт во время езды. Изобретение шотландца Джона Бойда Данлопа быстро вытеснило массивную сплошную шину, прозванную в народе «втсряхивателем костей». Изобретение англичанина имело сразу несколько недостатков. Шина Данлопа намертво клеилась к деревянному ободу колеса, поэтому чтобы устранить прокол, велосипедисту необходимо было приложить массу усилий и сноровки. Для экспериментов и разработки новой конструкции съемной разборной шины братьям Мишлен потребовалось два года напряженной работы. В результате было создано поистине революционное изделие, послужившее мощным толчком для развития всей автомобильной отрасли.
Как это часто случается, новая идея легкосъемной шины родилась благодаря обыкновенному случаю. Однажды некий велосипедист, проезжая мимо предприятия братьев Мишлен, проколол данлоповскую шину и обратился к ним за помощью. Так, перед тем как обуть в дутые колеса автомобили, братьям потребовалось оснастить накачанными воздухом шинами двухколесные безмоторные машины.
После получения трех патентов в 1891 г. Андре Мишлен не преминул воспользоваться возможностью применить свое творение в велосипедных гонках Париж-Брест-Париж в целях рекламы изделия. В итоге после убедительной победы в соревнованиях гонщика Чарльза Терронта фирма получила признание производителя наиболее совершенных пневматических шин.
Через три с половиной месяца после гонок Эдуард Мишлен взялся за разработку более совершенной модели съемной шины, которая позволяла ликвидировать прокол быстро и без особых хлопот. Уже в декабре 1891 г. на специальной выставке «Стенли-шоу» в Лондоне можно было наблюдать, как техник компании Michelin на глазах без конца разбирал и собирал колесо велосипеда Чарльза Терронта всего за 59 секунд.
После велосипедных гонок доходы компании Michelin выросли в четыре раза, а штат сотрудников увеличился до 228 человек. В производственных цехах Клермон-Феррана уже изготавливали пневматические шины для велосипедов, тачек, инвалидных кресел и детских колясок. Успех нового изобретения, без сомнения, обещал компании в ближайшем будущем массу заказов, однако пионеры шинной промышленности уже тогда понимали, что настоящие победы будут связаны с развивающимся автомобильным транспортом. Поэтому братья Мишлен начали активные поиски заказчиков из числа изобретателей автомобилей, которые в то время чаще оснащались паровыми двигателями и едва могли разогнаться до 20км/ч.
В 1984 г. журналист Пьер Жиффар организовал первый автомобильный пробег от Парижа до Руана с участием 21 автомобиля разных конструкций. В этом автомобильном шоу Андре Мишлен принял участие в качестве пассажира моторного омнибуса талантливого изобретателя Леона Серполле, а едва вернувшись в Клермон- Ферран, убедил брата в том, что автомобилей лучше всего подходят именно пневматические шины.
Производители моторных транспортных средств не спешили применять инновацию, и семейное предприятие Мишлен было вынуждено реализовывать свою продукцию на рынке экипажей с конной тягой. В феврале 1896 г. первый французский шинный фиакр ненадолго открыл для компании новый рынок, по мере того как автомобили с бензиновыми двигателями вытесняли конные экипажи.
Улучшенные ходовые качества автомобиля с пневматическими шинами были впервые продемонстрированы на гонках Париж-Бордо-Париж в 1896 г. Автомобилем Éclair, «обутым» в пневматические шины, управляли братья Мишлен. В конструкции машины, которая была собрана в цехах компании, было использовано шасси Peudeot и двигатель Daimler. Обладая массой в 1200 кг. ,этот концепт-кар прошел трассу за отведенные регламентом 100 часов, но пересек финишную черту последним. И тем ни менее уже на следующий день Андре Мишлен с присущим ему оптимизмом расклеивал афиши с сообщением о том, что через десять лет все автомашины будут ездить на надувных шинах.
Пророчеству представителя шинной индустрии суждено было сбыться уже через пять лет. С 1891 по 1900 гг. мануфактура в Клермон-Ферране стала лидером в своей области, а ее обороты увеличились с 460тыс. до 6млн. франков.
Дорожный пропойца Бибендум
Нереализованные творческие устремления Эдуарда Мишлена, с детства мечтавшего стать художником, однажды воплотились в бизнесе. В 1884 г. в его воображении родился образ, ставший впоследствии главным символом компании – отражением философии, которую исповедовали французские шинные мастера. На всемирной выставке достижений в Лионе стенд компании Michelin с двух сторон ограждали колонны, сложенные их шин разного диаметра. Увидев необычное творение дизайнера, Эдуард Мишлен заметил, что если к одной из колонн пририсовать руки, то получиться забавная фигура, напоминающая человека. При этом хорошо известный многим водителям персонаж Бибендум обрел свои формы лишь после того, как братья Мишлен в 1887 г. увидели карикатуру работы Мариуса Россильона. На ней был изображен король-пивовар Гамбринус в окружении выпивох, с поднятыми вверх кружками. Рисунок сопровождался надписью: Nuncestbibendum(«теперь нужно выпить»).Эти слова были взяты из оды Горация в честь победы императора Августа над объединенным флотом Антония и Клеопатры.
Так, виденный ранее Эдуардом образ из сложенных в пирамиду шин и король-повар Гамбринус слились в образ шинного человечка. Однако вместо бокала с пивом человек из надутых шин держал в руках битое стекло и гвозди. Новая, оригинальная сопроводительная надпись при этом звучала так: «Шины выпивают все неровности дорог». Несколько позже к персонажу приклеилось прозвище Бибендум.
В 1906 г. Андре Мишлен был убежден – оригинальный рекламный трюк стал одним из главных факторов роста товарооборота компании. После 1898 г., когда по заказу братьев Мишлен был создан плакат нового символа, без Бибендума уже не обходилась ни одна рекламная акция: его изображали на постерах, афишах, выпускали в виде сувениров и брелков, изображали на витражах офисов. В 70-х, 80-х и 90-х годах прошлого столетия наклейки Бибендумом и статуэтки героев можно было увидеть на многих грузовиках дальнобойщиков. В августе 1996 г. по итогам специального опроса рекламный персонаж Michelin занимал второе место по популярности во Франции следом за Chanel.
В начале XX века, на пике автомобильного бума, компания Michelin начала создавать собственные филиалы и фабрики в других странах Европы:Италии, Великобритании, Голландии, Германии, Испании, Бельгии, Швейцарии и России. Вмсете с выходом фирменной продукции за пределы Франции отправился в триумфальное шествие и рекламный персонаж Бибендум. В Чили он изображался верхом на байке, а в Севилье – прыгающим с крепостного вала в конный экипаж. В Гаване его изображали мчащимся вдоль океана по бульварам, а в Сирии он спешил на поезде в Дамаск. Ударное орудие рекламы шинной империи специально адаптировали для заграничных потребителей продукции Michelin с учетом национального колорита.
Созданный фантазией братьев Мишлен, Бибендум нашел поклонников во всех уголках мира, где ему только довелось побывать. Об этом свидетельствовали возросшие продажи и открытые в 1931-1937 гг. заводы в Германии, Аргентине, Испании, Чехословакии и Бельгии. При этом Бибендум с помощью художников нередко менял внешние формы, характер и позы: отращивал и уменьшал конечности, изменял разрез глаз и мимику, становился то взбалмошным и неуправляемым, то спокойным, надменным и флегматичным. В 1910 г. итальянский художник Карло Бискаретти сделал его силуэт более тонким и часто представлял Бибендума как развязного денди. В 1914 г. Рене Вансен добавил в его облик человеческий рот и подбородок, а Альберт Филибер в 1919 г. сделал более осмысленным и наполненным выражение его глаз.
В 50-х, 60-х годах Бибендум был на время забыт, но после высадки на Луну астронавтов «Аполло XI» 21 июля 1969 г. вновь вернул себе прежнюю популярность. В 2000 г. международное жюри признало вымышленного героя компании Michelin лучшим логотипом в мире. Его биографию сегодня можно прочитать в отдельной книге на 13 языках.
Красный гид
Дизайнерские решения в оформлении офисов компании, в том числе европейских представительств, также отличались неординарностью художественных решений. С осени 1904 г., когда наиболее влиятельная в Туманном Альбионе компания Dunlop несколько ослабила свои позиции, в Лондоне на Sussex Place был арендован небольшой офис для подготовки к открытию британского отделения «Мишлен Тайр Компани Лимитед». В 1911 г. состоялась торжественное открытие «Дома Мишлен» в Челси. Это событие стало настоящей архитектурной и дизайнерской революцией. Главный фасад помпезного здания был построен из огромных витражей, каждый из которых воспроизводил одно из превращений рекламного героя Бибендума. В консервативном и обесцвеченном пейзаже Лондона эпатажный вид «Мишлен-Хаус» с утрированным изображением на фасаде запрещенного приема французского бокса вызвал множество толков и пересудов. Новый рекламный стиль здания в 20-х годах стал общепризнанным, привлекая внимание британской прессы и таких маститых авангардистов, как Александр Родченко, Владимир Маяковский и Фортунатто Деперо.
Другой, не менее известной визитной карточкой компании, значительно усилившей рекламные стратегии Michelin, стали знаменитые справочники-путеводители с рейтингами кухонь ресторанов и отелей, а также описаниями исторических и природных достопримечательностей Европы. Первое издание знаменитого «Красного гида»( Michelin Red Guide) издавалось тиражом в 35 тыс. экземпляров и представляло собой свод полезной информации для автомобилистов, колесящих по дорогам Франции, включая места заправок и ремонта автомобилей, адреса гостиниц и ресторанов. Рейтинги заведений для гурманов обозначались звездочками по типу принятых оценок гостиничного сервиса. «Звезды» присуждались ресторанам раз в год на основании анонимных проверок гурманов-инспекторов компании.
Вплоть до настоящего времени ежегодно издается 12 «красных гидов» по гастрономическим достопримечательностям Европы, в том числе маршруты по Франции, Италии, Испании, Германии, Нидерландам, Бельгии, Люксенбурга и Великобритании. Любое упоминание четырехзвездочной классификации свидетельствует об особом мастерстве шеф-повара ресторана. Ресторанный эксперт при этом может перенести высокий уровень профессионалов кухни при их переходе в другое заведение, поскольку особенности интерьера и другие достопримечательности ресторанов звездные рейтинги не учитывают.
Еще в 1906 г., развивая программу путеводителей для путешественников на колесах, братья Эдуард и Андре Мишлен открыли туристическое агенство Michelin. В 1908 г. в компании открыли специальное отделение разработки маршрутов, а в 1910 г/ нанятые Мишленами специалисты приступили к разработке дорожных карт. Информационные справочники этого «Маршрутного агенства» с неизменным Бибендумом на обложке положили начало распространению известных «зеленых гидов» Michelin, где описываются европейские памятники и достопримечательности. В1905 г. братья М ишлен создали шину модели Michelin Sole, которая оснащалась металлическими штифтами для обеспечения износостойкости и лучшего сцепления с дорогой.
Спаренная шина для грузовиков Twin появилась уже в 1908 г. Двумя годами позже автомобилисты могли воспользоваться первой дорожной картой Michelin в масштабе 1:200 000. Компания также передала в распоряжение муниципалитетов 30тыс. уличных указателей. Появление на улицах таких указателей положило начало развитию правил уличного движения. В 1912 г. Michelin обратилась в государственные органы с предложением о нумерации дорог.
В 1930 г. компанией был зарегистрирован патент на шину со встроенной камерой. Годом позже братья Мишлен придумали первый дорожный знак, надписи на котором наносились с помощью лавы. Концепция дорожных знаков была утверждена для использования на всей территории Франции.
В 1949 году на рынок была выведена первая модель радиальной шины под названием MichelinX.
С 1981 года авиакомпании начали пользоваться радиальными шинами для самолетов MichelinAirX. Компания открыла каучуковые плантации площадью 9120 гектаров в штате Мато-Гроссо(Бразилия) и купила дополнительные плантации в штате Байя.
В 1989 году семейное предприятие представило компьютерную систему, которая позволяет путешественникам создавать дорожные карты с подробными инструкциями.
В 1995 году шины Michelin впервые были использованы в космическом челноке(шатле).
В 1996 году на рынке появилась первая цветная шина для автомобилей.
В 1999 году компанией Michelin представлена шина высотой 4 метра, выдерживающая нагрузку в 360 тонн.
В 2001 году компанией была разработана новая технология для авиации, которая сделала возможным возобновление полетов «Конкорда» – технология конструкции радиальных шин NZG.
автор: Сергей Покровский
Мой блог находят по следующим фразам
- известные бренды космоцевтики
- Создание и появление первых бикини
- рейтинг протзводителей ювелирных часов
- марки гоночных мотоциклов
- online reputation management akado
- напитки карлсберг