Аналитики Benchmark Mineral Intelligence предупреждают, что быстрое развитие Tesla Motors, крупнейшего и самого успешного производителя электромобилей, может привести к дефициту лития и других металлов, применяемых для производства аккумуляторных батарей. Литий уже получил название «белой нефти», поскольку автопроизводители используют его для производства литий-ионных аккумуляторов и спрос на него постоянно растет.
Tesla Motors — не единственный потребитель лития, но ее спрос на металл обещает расти наиболее быстрыми темпами. Tesla озвучила свои планы, согласно которым до 2018 года компания намерена продать 500 тысяч электромобилей, а в 2020 — уже свыше миллиона. Прогнозы компании подтверждаются успехом «бюджетной» модели Tesla Model 3, на которые компания Илона Маска уже получила свыше 400 тысяч заказов.
«Чтобы производить 500 тысяч электромобилей в год, нам придется закупать весь литий в мире. Для производства комплекта аккумуляторов только для одного автомобиля, нам требуется больше лития, чем для производства 10 тысяч смартфонов», — заявил Илон Маск. Аналитики назвали уже происходящее на рынке металлов «эффектом Tesla», так как продвижение электромобилей затрагивает многие металлы, ранее спрос на которые в достаточной мере удовлетворялся рынком. Теперь же, с развитием электромобилей, вырос спрос на алюминий (для облегчения кузова автомобиля), меди (для одного электромобиля требуется минимум 60 кг металла), а также лития, добыча которого происходит в труднодоступных местах Австралии, Чили и Аргентины.
По словам аналитиков, «эффект Tesla» скажется и на рынках платины и палладия, спрос на которые начал снижаться. Эти металлы используются для каталитических нейтрализаторов выхлопных газов и не нужны для электромобилей. Аналитики прогнозируют, что рынок металлов ждут крупные потрясения через 3-5 лет, когда одни металлы станут падать в цене из-за перепроизводства, а другие станут неоправдано высокими из-за дефицита. Особенно это касается лития, в добыче которого не заинтересованы крупные горнодобывающие корпорации.