Социальная сеть Facebook перехватила лавры главной соцмедийной платформы для мошенников — буквально за пару месяцев на страницах Facebook в России появилось около сотни мошеннических страниц, причем из-за того, что компания не имеет полноценного представительства в РФ, бороться с злоумышленниками некому. Самыми крупными акциями мошенников стали сообщения от групп I love Mercedes и I love BMW о розыгрыше роскошных авто среди интернет-пользователей. Как оказалось, бренды к акции отношения не имеют, а страницу с обещанными автомобилями завели неизвестные лица, целью которых являлось «нагнать» участников в сообщество.
Неизвестные организаторы конкурса, обещавшие щедрые призы, получили широкую популярность в сети. Условия конкурса были просты: достаточно было просто лайкнуть страницу, пост и сделать его перепубликацию. Победителям организаторы сообщества обещали автомобили стоимостью 6 млн рублей. Буквально за пару дней конкурсы набрал более 140 тысяч лайков и еще больше репостов. Однако позже пост о розыгрыше автомобилей был просто удален из группы, причем никакой реакции со стороны администрации паблика в ответ не последовало.
Представители компаний, от имени которых якобы проводился конкурс, отреагировали по-разному. Mercedes опубликовали сообщение на сайте и в своем паблике в Facebook с предупреждением о данной акции и призывом остерегаться мошенников. «Компания Mercedes-Benz в России никогда не разыгрывала автомобили», — говорится в сообщении. В BMW отреагировали более решительно и заявили, что будут бороться за свое честное имя. Представители марки в России уже написали официальное обращение в Facebook, с требованием исключить возможность появления подобных мошеннических страниц.
С юридической точки зрения бренды в России бессильны что-либо предпринять против злоумышленников. Организаторов подобных страниц даже нельзя привлечь за использование чужих брендов. «Причина появления подобных страниц — это желание привлечь большое число подписчиков в сообщество. Пока нет откровенно криминального состава (мошенники не требовали денег за участие), привлечь их к ответственности практически невозможно. Чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, брендам надо держать руку на пульсе. Это позволит вычислять мошеннические схемы и оперативно на них реагировать. Так как в России Facebook имеет очень слабое представительство, я думаю, брендам надо готовится к худшему, так как подобные акции, подрывающие имидж компаний, все больше набирают обороты в России», — заявил Виктор Демидов, руководитель управления правового консалтинга «ФинЭкспертизы».