В компании Zappos завершился процесс перехода на новую систему управления, исключающую традиционную иерархию начальников и подчиненных. Теперь в компании царит холократия — система самоуправления, которая подразумевает перераспределение власти между всеми сотрудниками. Новая корпоративная структура начала внедряться с 2013 года и только в начале мая реформа была завершена. В результате штат интернет-ритейлера сократился на 14% — около 200 сотрудников были не согласны взять на себя часть управления компанией и ответственность за свои решения.
Ранее генеральный директор Zappos Тони Шей опубликовал меморандум и предложил всем несогласным уволиться. Шей заявил, что компания отказывается от традиционной внутренней иерархии и теперь сотрудники сами будут организовывать рабочий процесс, следить за выходными, составлять график отпусков и рабочего времени. По мнению Тони Шея, такая свобода должна повысить производительность и способствовать инновациям. Основой новой системы стала книга Reinventing Organizations, которая делает понятными все процессы в большом коллективе.
Подобный опыт у себя в компаниях провел миллиардер Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group. В его компаниях с 2014 года отменены фиксированные отпуска, теперь каждый сотрудник его фирмы решает сколько и когда желает отдыхать. На эксперимент Брэнсона вдохновил Netflix, использующий эту систему с момента основания. Саму инициативу выбирать себе время для отпуска он считает одной из самых мудрых и простых. Сотрудник берет отпуск тогда, когда чувствует потребность в отдыхе — на несколько часов, день, неделю или месяц. Смысл такой политики в том, что решение принимается при 100% уверенности в команде.
Интернет-компания Zappos была основана в 1999 году Ником Свинмерном, который не смог найти в ближайших магазинах нужную модель кроссовок, что побудило его создать интернет-магазин по продаже обуви. Первоначально Zappos не имел даже своих складов, прямой поставкой занимались сами фабрики обуви. К 2008 году продажи интернет-магазина превысили 1 млрд долларов, а в ноябре 2009 года компанию купил Amazon за 1,2 млрд долларов.