Пушечные короли


 

Во время Великой Отечественной войны, глядя на добротно сделанную трофейную железную ложку, русские солдаты  нередко восклицали: «Крупповская!» Похожую реакцию в рядах защитников советского отечества зачастую вызывали образцы нацистских танков и орудий, отмеченные тем же клеймом предприятия из Эссена.

Куй железо пока горячо

Принято считать, что большую часть своих капиталов известное рурское семейство заработало именно в период военных кампаний, поставляя для воюющих армий различные виды смертоносного оружия. Вместе с тем, изделия прославленной марки, в том числе военные машины и орудия, вполне можно назвать образцом настоящего немецкого качества.
В середине XX века тигельная сталь, выплавлявшаяся в печах одного из представителей династии Круппов, Альфреда Круппа, считалась одной из самых лучших в Европе. В 1896 г. промышленники Krupp запатентовали специальную разновидность стали для производства нарезных и гладкоствольных оружейных стволов Special Gewehr Lauf Stahl(специальная оружейная ствольная сталь). Эта высококачественная закаленная сталь, в состав которой помимо железа входило 0,61% углерода, 0,65% марганца, 0,43% кремния и около 0,04% серы и фосфора, прекрасно сохраняла свои свойства во время обработки, а благодаря особой прочности позволяла делать стенки оружейных стволов максимально тонкими, тем самым, снижая вес готовых изделий.
В 20-ых годах прошлого века компания Krupp наладила выпуск нержавеющего сорта стали Nichtrostender Stahl(Nirosta) с содержанием хрома(18%) и никеля (8%). Состав «нержавейки» хоть и не получил широкого распространения в оружейном деле, зато послужил отличной основой для изготовления производственного оборудования, специальных инструментов для пищевой и медицинской промышленности. На многих стволах германских ружей конца XIX– начала XX века также нередко можно было встретить надпись Guss-StahlKruppEssen(литейная сталь Крупа), из которой следовало, что в изделии использована одна из высокоуглеродистых марок тигельной стали повышенной прочности.
Нынешний ассортимент ствольной стали Krupp, получивший обобщенное обозначение Krupp Special Lauf stahl( специальная ствольная сталь Круп), насчитывает порядка 5 видов с легирующими добавками в виде хрома, никеля, ванадия, молибдена, углерода, кремния и марганца.
Именно благодаря достижениям компании Krupp в разработках орудий германские артиллеристы, еще со времен Первой мировой войны считали себя непревзойденными специалистами в данной области. Особой гордостью немецких канониров в период военных кампаний стали сверхмощные орудия: «Берта», «Большая Берта», «Колоссаль», «Карл» и «Большой Густав»(также именовавшийся «Дорой). Первый же стальной ствол для 3-фунтового орудия в Германии был отлит вторым последователем немецкой династии Албьфредом Крупом еще в 1847 г.

Железный Альфред

Тот факт, что сверхприбыли корпорации получены в результате поставок военной техники и оружия, можно считать вполне закономерным явлением. Только ради выполнения военного заказа германского правительства в Первую мировую войну объемы производства на предприятиях Krupp были увеличены в 5 раз. При этом торговый дом ввел в действие дополнительные производственные мощности, которые специализировались сугубо на изготовлении предметов вооружений. Позднее, в 1933 г., построенные в первую военную кампанию оружейные цеха и мастерские, задействовали для реализации 4-годичного плана военного развития национал-социалистов, принятого под руководством Гитлера.
Начальный опыт производства смертоносной продукции од маркой Krupp принадлежит Альфреду Крупу – второму представителю династии сталелитейной империи, который с подачи императора Вильгельма I удостоился прозвища «пушечный король». Добившись отличных результатов в производстве высококачественной стали,  с 1850 г. Альфред Крупп совершенствовал технологию изготовления пушек от грубой оливки до выпуска действующего боевого орудия. Весомому укреплению этого направления деятельности компании в то время поспособствовало получение ряда заказов из Пруссии, Египта, Бельгии и России.
Огромный спрос на пушки был продиктован необходимостью вооружения европейских государств во времена австрийско-прусской войны, а также позднее при вторжении армии Наполеона III в отдельные провинции Австрии. Именно австрийско-прусская война и первые победы Наполеона III над австрийцами дали толчок стремительному развитию отрасли в рурской области. На относительно небольшой фабричной территории Крупа в период между 1861 и 1870 гг. появилось 4 пушечных мастерских, а количество рабочих компании выросло с 2  до 8 тыс. человек. В промежутках между войнами Круппы также небезуспешно осваивали выпуск мирной продукции. Во время бурного роста железнодорожных магистралей ключевым направлением деятельности предприятия стало производство локомотивов и цельнолитых вагонных колес.  Кроме того, развитие торговых отношений между континентами обеспечило промышленникам получение крупных заказов на постройку корпусов кораблей и субмарин. Альфред Крупп при этом непрерывно развивал технологии сталелитейного производства, в результате чего в структуре семейной империи появлялись новые чугунолитейные заводы, шахты и рудники, росли рабочие поселки и наращивались объемы выпуска машиностроительной продукции.

Броня и колеса

К началу XX века империя Круппов насчитывала десятки профильных предприятий по производству локомотивов, кораблей, оружия и разного рода специального оборудования. В 1906 г. к ним добавилось производство автомобилей. Первые 5-тонные грузовые автомобили Krupp, выпущенные по лицензии фирмы Motorfahrzeugfabrik Deutschland CmbH, приводились в движение паровой тягой. Максимальная мощность парогенераторных машин Krupp составляла 35л.с., а максимальная скорость, которую они могли развивать, не превышала 14км/ч.   В качестве топлива эти далеко не совершенные транспортные средства использовали керосин либо твердый уголь. Военные заказы на автомобили Круппов в годы Первой мировой войны были связаны с производством специальных самоходных машин, которые компания выпускала совместно с конструкторами Daimler. В специальных транспортах на полноприводное шасси, разработанное Daimler, устанавливали паровой агрегат и орудие Friedrich производства Круппов.
С 1937 по 1941 гг. с конвейера автомобильного подразделения Krupp в Эссене сошло порядка 7 тыс. единиц широко распространенных в то время грузовых автомобилей вермахта Krupp L2H143(Kfz 69), предназначенных для буксировки противотанковых и 20-миллиметровых зенитных пушек, а также легких пехотных орудий. Модель специального автомобиля, получившая прозвище «Носатый», имела двухместную кабину и тентованный кузов, в котором обычно располагался артиллерийский расчет и ящики с боеприпасами. Kfz 69 была оборудована карбюраторным бензиновым двигателем Krupp M304 с четырехступенчатой коробкой передач ZF-Aphon Gb 35bl. На базе этой модели также выпускались специальные машины радиосвязи, прожекторные установки, а также самоходные зенитные и противотанковые установки, укомплектованные автоматическими пушками и пулеметами.
Некоторые сохранившиеся документальные архивы, как и воспоминания ветеранов Первой мировой войны, нередко повествуют об огромных железных машинах, способных обратить в бегство целые полки и дивизии пехоты. Подобные громоздкие и неуклюжие самоходные машины, которые стали легендами военной истории, являлись первыми попытками воспроизвести одно из наиболее грозных орудий войны – танки. Крупповские стальные монстры, известные под наименованием «большой трактор» и «малый трактор», в то время выпускались в единичных экземплярах и, по сути, были всего лишь опытными образцами. Развитию этого вида вооружения в то время препятствовали как несовершенство технологий производства бронетехники, так и предписания Версальского договора, согласно которому Германии запрещалось иметь в составе армии танковые части. Впрочем, невзирая на условия мирного соглашения, немецкие военные чиновники не прекращали попыток ввести в боевой арсенал собственной армии отдельные танковые соединения.
Первый прототип «малого трактора» LKA, разработанный инженерами Хогельлохом и Вольфертом, был изготовлен в 1932 г., а уже через 2 года доработанные и усовершенствованные бронемашины были готовы к серийному производству. Впоследствии модернизированные версии этого танка, получившие обозначения Pz Kpfw Ausf, участвовали в военной кампании Гитлера вплоть до 1944 г.. Масса первых бронемашин составляла порядка 5,4 т. В качестве силового агрегата в них применяли карбюраторный двигатель KruppM305 мощностью 57л.с., позволявший развивать скорость до 57км/ч. Танки версии Pz Kpfw Ausf были вооружены двумя 7,92-миллиметровыми пулеметами Dreyse MG-13. Позднее на модификации Pz Kpfw Ausf  четвертой версии стали устанавливать 12-циллиндровые двигатели Maybach HL 120 TRM мощностью 300л.с. и 20-миллиметровые противотанковые пушки.
Самой массовой модификацией Panzer IV Aust при этом стала модель H с 75-миллиметровым орудием с дополнительной броневой защитой башни и механизмов ходовой части. В производстве этого танка помимо Krupp также участвовали компании Vomag и Nibelungenwerke. Примечательно, что танки Panzer Ausf вплоть до 1967 г. использовались армиями Болгарии, Финляндии, Египта, Испании, Сирии, Иордании и Турции. Помимо разработок конструкций танков, предприятие Крупов выпускало огромное количество отдельных деталей и механизмов(бронированные башни, специальные орудия, шасси и двигатели) для бронемашин, спроектированных другими немецкими промышленниками, в том числе такими деталями оснащались модели знаменитых Pz Kpfw VI Tiger(«Тигров»).
В цехах предприятий Круппов также собирали знаменитые подлодки U2, специальные бронированные локомотивы, передвижные зенитные установки, гаубицы и орудия малой артиллерии. Одним из последних военных изобретений Круппов является конструкция сверхтяжелого супертанка VK10001, который ввиду чрезмерно большой массе так и не поступил на поля сражений. Эта машина была укомплектована 150-миллиметровым противотанковым орудием, 128-миллиметровым морским орудием и 128-миллиметровой зенитной пушкой.

«Больше никакого оружия»
В 1951 г. Альфред Феликс Альвин Крупп фон Болен унд Хальбах, досрочно освободившись из тюрьмы, где он провел несколько месяцев по приговору военного трибунала в Ньюрберге, на организованной журналистами пресс-конференции выступил со следующими словами: «Больше никакого оружия, теперь – только мирные товары». Отстроив лежавшие в руинах предприятия, один из современных потомков «пушечного короля» наладил производство мирной продукции, инвестируя средства в развитие инновационных технологий металлургии и машиностроения. В 1999 г. корпорация Krupp объединилась с другим мощным конгломератом отрасли – компанией Thyssen.

Ключевыми направлениями деятельности корпорации ThyssenKrupp  является производство стали, в том числе нержавеющей, деталей для автомобилей, элеваторов и морской техники, судостроение и сервисное обслуживание.

Знаменательные даты в истории Krupp

В 1811 г. семейное предприятие Krupp представляло собой небольшую фабрику по литью английской стали. В результате усилий нескольких поколений маленький семейный бизнес превратился в мощный промышленный конгломерат, включающий сырьевую базу и многочисленные профильные предприятия. В 1847 г. компания Krupp наладила выпуск железнодорожной продукции, а в 1859 г. Дом Круппов впервые получил правительственный заказ на изготовление оружия. Компания активно участвовала в создании военного потенциала германской армии во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Во время Второй мировой войны (1939-1945) немецкий промышленный конгломерат был одним из ведущих поставщиков вооружения для армии вермахта, а в 60-х годах прошлого века возобновил выпуск военной продукции для бундесвера.

автор: Сергей Покровский

Мой блог находят по следующим фразам

Мой блог находят по следующим фразам

 
 
Статья прочитана 5066 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Пушечные короли"

Войти, чтобы написать отзыв.

Архивы
Наши партнеры
Стильные Угги в Киеве
Читать нас
Связаться с нами
Для предложений о размещении авторских материалов на сайте воспользуйтесь формой «+Добавить новость». В случае перепечатки материалов активная ссылка на ресурс обязательна. Всегда рады сотрудничеству!