Вольный ветер


 

Принято считать, что кочевую байкерскую жизнь предпочитают вести люди, которые не желают следовать правилам общественного устройства. Очевидно, что путешествия на мотоцикле, помимо удовольствия от самого процесса езды, доставляют массу неудобств и порой негативно воспринимаются  отдельными категориями социума. Тем ни менее, романтиков больших дорог сегодня можно встретить как в образе бородатых байкеров, так и в роли седлающих «харлеев» и «дукати», представителей деловой элиты.

После создания Пьером Мишо в 1861 г. серийной модели велосипеда, попытки оснастить этот аппарат двигателем с тягой, которая позволяла перевозить хотя бы одного пассажира, почти одновременно предприняли американец Сильвестр Роупер и француз Л. Перро. В модели Роупа на железную конструкцию рамы с деревянными колесами, усиленными железными ободами, подвешивалась паровая машина с топкой и котлом. Руль этой чудо- машины служил как для подачи пара в цилиндр, так и для управления тормозной системой заднего колеса. При этом движение  прообразу мотоциклов придавали длинные шатуны, устроенные по подобию механизмов паровозов.
Вариант мотовелосипеда Перро, в отличие от конструкции оппонента, использовал более компактный паровой мотор с многотрубным котлом и спиртовыми горелками. Крутящий момент при этом передавался на колесо с помощью ремня.

Так или иначе, громоздкий паровой двигатель с низким уровнем КПД совершенно не подходил на роль движущего агрегата мотоцикла, поэтому появлению данного вида транспорта, равно как и автомобиля, человечество обязано изобретателям двигателя внутреннего сгорания Барсанти и Маттеуччи, а также более преуспевшему в этом деле французу Этьену Ленуару. Однако только в 1885 г. после трудов немецких изобретателей Николауса-Августа Отто (1832-1891), Евгения Лангена (1833-1895) и Готтлиба Даймлера(1834-1900) двигатель внутреннего сгорания смогли применить для транспортных средств. В 1885 г. Даймлер установил одноцилиндровый двигатель на раму велосипеда, которая, как и колеса, практически полностью была изготовлена из дерева. Несмотря на недостаточную прочность, первый мотоцикл мог свободно передвигаться и в целом без особых трудов подчинялся командам наездника.

Ценный раритет и образ жизни
В первой половине XX века двухколесному и трехколесному транспорту суждено было стать участником бушевавших в те времена войн и социальных потрясений. Главные элементы конструкции мотоциклов, вместившие в себе наиболее прогрессивные решения инженерной мысли, были успешно реализованы еще в 1900-1930 годах. Будучи самым скоростным и малогабаритным средством передвижения, мотоциклы, как нельзя лучше подходили для выполнения оперативных задач, часто использовались на передовых рубежах и для проведения специальных полицейских миссий.
В европейской части континента к ветеранам Первой и Второй мировых войн ценители моторных раритетов заслуженно относят модели мотоциклов BMW и ZUNDAPP, составлявшие в свое время часть военного арсенала Германской армии. Наряду с этими мотоциклами не менее выдающимися ходовыми качествами и коллекционной ценностью обладают английские машины TRIUMPH и американские HARLEY-DAVIDSON, которые союзнические войска поставляли для советской армии с другого берега Атлантики.
Несмотря на то, что военные раритеты стремительно уходят в прошлое для многих моделей мотоциклов ZUNDAPP, HARLEY-DAVIDSON и BMW по-прежнему производятся отдельные узлы и механизмы.

К началу Второй мировой войны мотоцикл уже обладал репутацией надежного транспортного средства. Именно период между 1920 и 1930 г. специалисты отрасли по праву считают золотым веком мотоциклов. Ярким примером тому могут послужить двухколесные и трехколесные детища упомянутого немецкого концерна BMW. Первый мотоцикл серии R, презентованный на Берлинской выставке в 1923 г., уже в то время имел черты большинства представителей марки.
Первенец Баварского моторного завода BMW R32 был укомплектован оппозитным двигателем рабочим объемом 494куб.см., мощностью 8,5 л.с., и мог развивать скорость порядка 90км/ч. До 1926 г. компания  BMW продала около трех тысяч экземпляров таких машин. Каждый экземпляр при этом обходился владельцу в 2200 немецких марок. Низкое расположение двигателя  – конструктивная особенность, гарантирующая хорошую управляемость машины, а также простота и надежность силового агрегата с оппозитным расположением цилиндров – обеспечили моделям баварского производителя репутацию и славу на долгие годы вперед. Кроме того, в последующих моделях R12 и R17 инженеры BMW впервые в мире применили гидравлическую телескопическую вилку, заменив использовавшиеся ранее, листовые рессоры.
Большой популярностью, правда, по большей части на американском континенте в тоже время пользовались мотоциклы компании  HARLEY-DAVIDSON. Заокеанские производители в отличие от европейцев чаще оборудовали свои модели V-образными двигателями с большим объемом. Благодаря отличным динамическим качествам во время «сухого закона» американские гангстеры и нелегальные торговцы спиртным обзаводились скоростными 1200-кубовыми машинами  HARLEY-DAVIDSON J. Эти мощные мотоциклы даже с коляской без труда отрывались от патрульных полицейских машин. Модификации модели HARLEY-DAVIDSON J были укомплектованы двигателями с нижними выпускными клапанами и верхними впускными клапанами(верхние клапана управлялись длинными наружными штангами). На последующие модели  HARLEY-DAVIDSON с 1926 г. устанавливали характерные каплевидные бензобаки, которые можно увидеть на многих современных мотоциклах производителя.
Новшествами в период технологического расцвета мотоциклов также могли похвастаться и другие не столь известные мото-бренды. К таким маркам можно отнести  модели бельгийской компании FN. Четырехцилиндровые двухколесные машины этой марки использовали систему карданной передачи еще в 1915-1917 гг. Знаменитый конкурент производителей HARLEY-DAVIDSON, компания INDIAN примерно в тоже время освоила выпуск моделей с рессорной задней подвеской, централизованной системой смазки двигателя под давлением и отдельными механизмами из хромированной стали.

Золотая эра мотоциклов
Уже к 1918 г. большинство моделей двухколесных машин комплектовали четырехтактными двигателями общим объемом от 300 до 500 куб.см., двухклапанной системой впрыска топлива, зажиганием на основе магнето и трехступенчатой коробкой передач. Крутящий момент двигателя передавался на заднее колесо при помощи роликовой цепи(реже использовался кардан), а на отдельные экземпляры устанавливали барабанные тормоза с раздвижными колодками, пружинные элементы амортизации и электрические фары. Более того, некоторые производители выпускали тяжелые мотоциклы, которые оснащались V-образными четырехтактными двигателями, а также модели с оппозитными моторами. Таким образом, несмотря на то, что в процессе совершенствования этого транспортного средства поле деятельности распространялось в далекие горизонты будущего, основные рубежи, в отличие от военных переделов Европы, были покорены.

Интересно, что в период первой мировой войны на потребительском рынке в основном доминировали мотоциклы британского производства и только в тридцатые годы лидерство в области производства мотоциклов перехватили германские компании.
К числу моделей мотоциклов, бесспорно представляющих коллекционную ценность можно отнести детища компаний ABC, VELOCHE, MATCHLESS, DERBI, FRANCIS-BARNETT, ROYAL ENFIELD , DAIMLER, SCOTT, TRIUMPH, STOCK, NSU, NIMBUS, GILERA, BIANCHI, DKV, BEKAMO, FN, RUDGE, BENELLI, PIERCE-ARROW. Часть перечисленных предприятий существует и поныне, другие преобразованы в состав новых структурных единиц либо существуют исключительно в виде отдельных экземпляров.
Одну из моделей британского производства BROUGH-SUPERIOR SS100 с четырехцилиндровым двигателем, как по внешнему оформлению, так и по внушительным ходовым качествам можно отнести к топ-классу. Машина в свое время в полной мере отображала стиль британского мотоцикла. Стоимость такого экземпляра для коллекционеров можно определить исключительно по результатам аукционных торгов, как правило, начинающихся с пятизначной цифры. Помимо этого лакомым кусочком для коллекционеров, наряду с военными образцами BMW являются машины фирмы DOUGLAS, которые широко применяли в ходе первой мировой войны, а также модели SUNBEAM компании Джона Марстона, в тоже время составлявшие часть арсенала русской и французской армий. Кроме того, немалый интерес представляют знаменитые машины TRIUMPH, получившие огромную популярность в армии Туманного Альбиона.

Среди американских моделей непременно следует отдать должное производителям знаменитого семейства HARLEY-DAVIDSON. Именно эти мотоциклы, наряду с COCA-COLA и другими знаковыми продуктами  оказали влияние на сознание американцев. Они же своим появлением породили новый стиль жизни на колесах. При этом в период расцвета мотоциклетной отрасли наряду с «харлеями» не меньшей славой пользовались модели американских компаний INDIAN и EXCELSIOR.
Одним из наиболее интересных творений компании INDIAN считается 750-кубовая версия 1927 г., которая в свое время получила название «Полицейский скаут», а из примечательных машин компании EXCELSIOR заметно выделялась модель «Super X» с двухцилиндровым V-образным 750-кубовым двигателем, которая благодаря своей надежности особенно полюбилась американским полицейским.
Самыми же дорогими моделями мотоциклов считают эксклюзивные экземпляры, с помощью которых их изобретатели заносили в собственный актив очередной рекорд скорости либо выносливости двигателя. Некоторые модели мотоциклов, к примеру, CROCKER  V-TWIN, не однажды ставивили в тупик непревзойденный HARLEY-DAVIDSON. Поэтому последний из 100 мотоциклов Крокера с V-образным двигателем,  был продан коллекционеру за 273 тысячи долларов. Среди редких моделей, ради которых истинные охотники за раритетами способны развязать настоящие баталии, прославленная модель Уильяма Хендерсона. Именно на таком мотоцикле Карл Клэнси совершил первый, официально зарегистрированный пробег вокруг света, преодолев 29 тысяч км. по дорогам Америки, Европы, Африки, Индии и Японии.
Начиная с 50-ых г. прошлого века эстафету в производстве надежных мотоциклов приняли японские компании HONDA, YAMAHA, KAWASAKI и SUZUKI. Модели мотоциклов из страны восходящего солнца, пожалуй, можно назвать самым многочисленным семейством этого вида транспорта. Многие модели, принимавшие участие в популярных гонках на склонах гор Фудзи, Асама и в других престижных соревнованиях, заняли почетные места в частных коллекциях и государственных музеях. К таким моделям можно отнести первые HONDA DREAM C70, которые удивили мир неподражаемым японским дизайном, а также более поздние спортивные CB92, SUZUKI RE5 с роторным двигателем, SUZUKI KOLLEDA ST, YAMAHA 250S, KAWASAKI MEIHAZU 125, KAWASAKI A1.


Герои телеэкрана
Знаменитый фильм «Харлей Девидсон и ковбой Мальборо» точно обрисовал американские ценности на примере современных ковбоев, седлающих вместо скаковых животных мощные двухколесные машины. Исполнитель главной роли, актер Микки Рурк более половины своей жизни является страстным поклонником мотоциклов, поэтому к подбору моделей машин для съемок всегда относился с особым пристрастием. Сценарными героями фильмов с участием Рурка, которые одновременно являлись предметами его личной коллекции, послужили мотоциклы  BARTELS и DEATH ROW MOTORCYCLES( ранее BLACK DEATH MOTORCYCLES), построенные на базе модели 1989 г. HARLEY-DAVIDSON FXR. Особыми пристрастиями к мото-технике также отличился и другой не менее знаменитый голливудский актер, Том Круз. Гоночная модель производителя эксклюзивных мотоцикловVYRUS DIVISIONE MOTORI  была изготовлена специально для Круза с учетом особенностей его фигуры. Уникальному экземпляру мотоцикла ручной сборки для популярного актера было присвоено имя INFINITY. Представитель кинематографа Брэд Пит также питает слабость к итальянским мотоциклам, являясь обладателем DUKATI MONSTER S4R TESTASTRETTA.

В наши дни мотоциклетный бум чаще всего обусловлен появлением на рынке новинок  итальянских и японских марок. Престижные итальянские модели заметно выделяются динамическими характеристиками и демократичной ценой, а по своим ходовым характеристикам максимально приближаются к профессиональным гоночным «шоссейникам». К наиболее ярким  «итальянцам» относится модель DUCATI 999. Этот байк оснащен двухцилиндровым двигателем  TESTASTRETTA объемом 998куб/см. двух модификаций: мощностью 124л.с. при 9500об./мин. или мощностью 136 л.с. при 9750об./мин. В двигателе DUCATI 999 применили электронную систему впрыска топлива MAGNETI MARELLI, прежде успешно реализованную в болидах FERRARI для  Формулы-1. В мотосалонах мотоцикл стоит около 27000 тысяч долларов. Более мощную версию DUCATI 1098 с объемом двигателя в 1098куб.см., которую укомплектовали жидкокристаллической панелью управления, можно приобрести за 34000 евро.
К весьма популярным мото-брендам, в разное время завоевавшим 35 наград в номинациях «мотоцикл года», можно также отнести итальянскую двухколесную машину MV AGUSTA. Четырехцилиндровая культовая модель мотоцикла MV AGUSTA F4 в версии 1000R312 при объеме 998куб/см. развивает мощность в 174 л.с. Из популярных заокеанских «харлеев» по-прежнему большой интерес представляет топовая модель «туриста» HARLEY-DAVIDSON EAGLE ULTRA CLASSIC. Среди популярных японцев сегодня доминируют отлично зарекомендовавшие себя YAMAHA R1 и более редкие и дорогие чопперы того же производителя – XV1900. Достаточно стабильным спросом также пользуются двухколесные модели HONDA, среди которых немалое количество спортивных байков с высокими ходовыми качествами и демократичной ценой.

Основные классификации мотоциклов:
Кастом – классический дорожный мотоцикл со слегка обозначенными приметами американского стиля.
Чоппер – мотоцикл с увеличенным вылетом передней вилки и передним колесом большого диаметра.
Круизер – мотоцикл в американском стиле 50-х годов с широкопрофильными шинами небольшого диаметра, массивной передней вилкой и глубокими крыльями.
Дрегстер – мотоцикл с растянутой базой, массивной задней шиной и рулем малой высоты, нередко оснащаемый форсированным двигателем большой мощности.
Дрессер – мотоцикл, оборудованный обтекателем и багажными кофрами.
Спортбайки – самые мощные и динамичные спортивные мотоциклы.

автор: Сергей Покровский

Мой блог находят по следующим фразам

Мой блог находят по следующим фразам

Популярные статьи

 
Метки текущей записи: байк, байкер, Вольный ветер, мото, мототехника, мотоцикл, мотоцикли фото
 
Статья прочитана 814 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Вольный ветер"

Войти, чтобы написать отзыв.

Архивы
Наши партнеры
Стильные Угги в Киеве
Читать нас
Связаться с нами
Для предложений о размещении авторских материалов на сайте воспользуйтесь формой «+Добавить новость». В случае перепечатки материалов активная ссылка на ресурс обязательна. Всегда рады сотрудничеству!