Исследователи из Fashion Consulting Group (FCG) опубликовали доклад, в котором говорится о стратегии крупных западных ритейлеров на российском рынке. По данным экспертов, ритейлеры стараются стимулировать активность российских покупателей, добавляя в свой ассортимент товары с более доступными ценами. В результате доля одежды из нижнего ценового сегмента достигла 65%, тогда как до начала кризиса на нее приходилось чуть меньше половины рынка. Участники рынка подтверждают, что в начале летнего сезона многие ритейлеры столкнулись со снижением трафика Lfl (Like for like) на 7-12%, поэтому они вынуждены искать способы, чтобы хотя бы сохранить обороты прошлого года.
“На сегодняшний день на рынке доминируют две основных стратегии: работа на скидках и акциях, и так называемый “захват” рынка. При этом, если российские ритейлеры активно работают со скидками, не меняя при этом ассортиментной стратегии, то западные компании придерживаются стратегии захвата рынка. Стратегия предполагает изменение ассортиментной политики, при которой увеличивается доля базовых товаров, вводятся беспрецедентно дешевые позиции, а доля группы более дорогих товаров — уменьшается. По нашим данным, в России доля нижнего ценового сегмента достигла 6%”, — говорится в докладе Fashion Consulting Group.
По данным Fashion Consulting Group, в 2014-2015 годах глобальные бренды типа Mango и H&M стремились сохранить позиции с выгодной ценой, в то время, как российские торговые марки повышали цены на свою продукцию. Уже в 2016 году темпы роста глобальных и российских брендов выровнялись. В 2017-2018 году ритейлеры стали вновь использовать две противоположные стратегии: западные компании захватывают рынок, вводя новые товары и снижая цены на 30%, российские — увеличивают цены на 10-15% вслед за инфляцией. Самое значительное снижение нижней ценовой границы показали Stradivarius, Zara и Marks & Spencer.
Исследователи пишут, что после обвала рубля в 2014 году нижний ценовой сегмент одежды, обуви и аксессуаров рос за счет сокращения среднего. Так в 2014-2017 годах его доля выросла с 48% до 65%, что соответствует обороту 1,54 трлн рублей. Сегодня на среднеценовой сегмент приходится 25%, доля люксовых товаров осталась неизменной — 10%.