По данным исследовательской компании Nielsen, более 80% россиян постоянно покупают товары под собственными брендами торговых сетей. Опрос покупателей показал, что большинство продолжит их покупать и после окончания кризиса в стране. Ранее Nielsen не проводила аналогичных исследований в России, поэтому у нее нет данных по доле покупателей СТМ (собственная торговая марка) до кризиса 2014-2015 годов.
На текущий момент 83% россиян постоянно покупают товары под СТМ, при этом 41% покупателей берут продукцию при каждом посещении магазина, 23% — при каждом втором визите. Исследование проводилось в ноябре 2015 года, в нем приняли участие 1200 респондентов в Москве, Санкт-Петербурге и еще в шести городах-миллионниках России. Дополнительные материалы в исследование Nielsen брали из данных федерального ритейл-аудита.
Главной причиной, по которой российские покупатели берут продукцию под СТМ, является желание сэкономить средства: такие продукты примерно на 20-40% дешевле брендированных. Более низкая стоимость частных марок сетей объясняется тем, что ритейлеры устраивают что-то на подобии аукционов, на которых предлагают выпустить нужный ритейлеру товар за наименьшую сумму. Также упаковка продуктов под СТМ обычно выглядит скромно, а в рекламу и продвижение таких продуктов сети вкладывают минимум средств.
Кризис дает широкие возможности развития частных марок сетей, однако у них будет выигрышное положение и после окончания кризиса. 83% опрошенных россиян отдают преимущество товарам под СТМ и готовы покупать их и после окончания кризиса, если качество не будет падать. По данным Nielsen, доля таких покупателей не зависит от их уровня дохода — о заинтересованности в СТМ заявили группы с низким доходом, так и те, у кого доход намного выше среднего.
«Российский рынок идет по стопам европейского, где частные марки сетей присутствуют во всех ценовых сегментах, включая премиум. Российский рынок в этом плане находится на стадии младенчества — доля частных марок в объеме продаж в денежном выражении не превышает 5%, что дает надежду на то, что в год из года он будет расти двузначными темпами», — заявил директор по работе с сетями «Nielsen Россия» Дмитрий Шевцов.