Сеть супермаркетов “Перекресток” объявила об открытии в Москве и Санкт-Петербурге dark store — магазинов без покупателей, формат которых уже давно успешно испытан западными ритейлерами, например, британским Tesco. Новые магазины будут открыты до конца текущего года, если компании удастся найти свободные площадки по 4-6 тысяч квадратных метров. По словам представителей “Перекрестка”, инвестиции в один магазин формата dark store составят 70-90 млн рублей.
“Формат dark store для нас является новым, он будет работать только для выполнения интернет-заказов. Сейчас мы принимаем заказы в так называемых гибридных магазинах, где традиционный супермаркет совмещен с интернет-магазином, однако в будущем мы планируем отказаться от данного формата. Дело в том, что подобный механизм, в отличии от dark store, требует большего времени на сбор заказов. На данный момент сеть выполняет около 500 заказов в день, максимально же, существующий гибридный магазин может обработать 800 заказов. По прогнозам наших аналитиков, через три года доля онлайн-продаж “Перекрестка” составит 2,5-3%, а с таким объемом гибридным магазинам никак не справиться”, — заявил гендиректор сети супермаркетов Владимир Сорокин.
По словам Сорокина, с больших складов, как сейчас происходит доставка товаров по онлайн-заказу, невозможно привозить свежие продукты — рыбу, мясо, категорию продуктов “фреш” и “суперфреш”, и с этой проблемой могут справиться лишь dark store. “Настоящий бум этого формата — еще впереди. Свежие продукты — только небольшая часть онлайн-торговли (0.01%), самое “интересное” начнется тогда, когда разрешат онлайн-торговлю алкоголем. В прошлом году объем онлайн-торговли в Москве составил 15 млрд рублей, через два-три года эксперты прогнозируют увеличение его в десять раз. Мы хотим быть готовыми к новым реальностями”, — добавил Сорокин.
Dark store формат был применен впервые в Великобритании в 2005 году, его использовал ритейлер Sainsbury’s, позже его взял на вооружение Tesco. Сейчас подобный формат используется практически всеми крупными западными торговыми сетями, включая и онлайн-ритейлеров, таких как Amazon и Ocado.