Аналитики Euromonitor International опубликовали данные, свидетельствующие о том, что российский рынок соков переживает глубочайший кризис. По данным агентства, в 2015 году российские производители выпустили на 29,6% меньше фруктовых и овощных соков. Данные подтверждает и Росстат, оценивший падение продаж в 14%, до 159 млрд рублей. Это самое большое падение продаж с 2008 года — до этого рынок снижался максимум на 2,5%.
По мнению аналитиков, соковый рынок России сжимается из-за снижения покупательной способности и роста цен. Самым популярным способом экономии у российских покупателей стал не полный отказ от категории и не переключение на более дешевые торговые марки, а сокращение частоты покупок. По сравнению с январем 2013 года средняя розничная цена соков выросла на 28,5%. На потреблении сказалась и репутация нездорового продукта у промышленных соков, которые действительно из-за ввода российских «антисанкций» вынуждены были перейти на концентраты соков азиатского происхождения.
Кризис на рынке соков привел к сокращению соковых производств. За последние два года самые крупные производители соков в России закрыли почти четверть производств. В регионах сокращение локальных производителей сока и того выше — около 34%. Лидер российского рынка Coca-Cola остановила выпуск на заводах «Нидана» в Московской области и Новосибирске. Во втором квартале 2015-го компания списала 125 млн долларов убытка из-за реструктуризации сокового бизнеса в России. В свою очередь, PepsiCo закрыла предприятие в Раменском, оставив только завод «Лебедянский». Сейчас лидерами на российском рынке соков являются PepsiCo (J7, «Любимый», «Я»), The Coca-Cola Company и «Сады Придонья» («Сады Придонья», «Мой», «Золотая Русь», «Сочный мир»).
В Euromonitor International также отметили рост доли продаж соков по промоакциям: если в 2014 году доля промо в продаже соков составляла 31%, то по итогам января-ноября 2015 года она достигла уже 48%. Это один из самых высоких показателей на рынке товаров повседневного спроса (FMCG). При такой тенденции, по мнению аналитиков, в 2016 году рынок соков в России может упасть еще на 8-12%, что будет катастрофическим для этого сегмента рынка.